А.Ф. Саруева родилась в с. Онгудай в бедной крестьянской семье. Родители воспитывали пятерых детей. По воспоминаниям родственников, Александра была старше своей сестры Марии, однако в документах о ее рождении была ошибочно записана почти та же дата, что и у младшей сестры.
В 1930 г. Александра, окончив школу, поступила в областной педагогический техникум, затем стала учительствовать в родном селе.
В 1936 г. ее отзывают сначала на комсомольскую работу в аппарат райкома, а позже – в область, в национальное издательство. Именно здесь начинается литературная деятельность Александры Федоровны. Она знакомится с писателями П. Кучияком, А. Смердовым, И. Мухачевым и др. Это знакомство оказывает значительное влияние на литературно-творческий рост А. Ф. Саруевой. Ее первые поэтические опыты тесно связаны с народными обычаями, опираются на национальную алтайскую песенную традицию.
В 1940 г. А.Ф. Саруева поступает в Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена на литературный факультет, но закончить учебу ей так и не удалось из-за начавшейся войны. Александра Федоровна попала в ряды народного ополчения, где была назначена командиром отделения. Защищала Ленинград. Осенью 1941 г. была контужена, после чего лишилась слуха. После лечения вернулась на Алтай, работала на национальном рабфаке, редактором облрадиокомитета, не переставая заниматься литературным творчеством.
В послевоенных произведениях А.Ф. Саруевой, как и других молодых алтайских авторов-фронтовиков, особенно актуальными были темы патриотизма, дружбы народов, борьбы за мир. Наиболее характерной чертой ее творчества первого послевоенного десятилетия является героическая, политическая, патриотическая лирика.
В 1951 г. вышла в свет поэма А.Ф. Саруевой «Колхозница Jыргал», ставшая одним из наиболее значительных произведений в алтайской литературе 1950-х гг. Она повествует о рядовой труженице села, которая, преодолев трудности, недоверие близких людей, вызвалась возглавить отсталую бригаду и стала ударницей труда. Другое произведение поэтессы – «Песня о счастье» посвящено судьбе двух женщин – алтаек, матери и дочери. Построенная на противопоставлении старого и нового, поэма показывает, как вчерашняя батрачка приобретает новые черты, становится человеком «с высоким морально-политическим уровнем, организатором и руководителем колхозного строительства на селе».
1960-е гг. характеризуются интенсивными сдвигами в эстетическом осмыслении действительности, происходит дальнейшее расширение, обогащение жанров алтайской литературы, художественных стилей. Именно в эти годы написаны и изданы лучшие произведения А.Ф. Саруевой – «Сырга» (1960), «Звезда моей матери» (1965), «Человек рожден для счастья» (1967). В них автор осмысляет мир в его сложных взаимосвязях, жизнь в ее непрерывности, проявляет острый интерес к национальным корням и истокам.
В 1959 г. в соответствии с рекомендацией комиссии бюро Горно-Алтайского обкома КПСС и облисполкома принято решение о создании в Горном Алтае отделения Союза писателей РСФСР, и 20 апреля состоялось учредительное собрание Горно-Алтайского отделения Союза советских писателей. Вновь созданная организация объединила все имеющиеся в области литературные силы. Членом ее стала и А.Ф. Саруева. С созданием Союза писателей литературный процесс в области значительно активизировался, произведения алтайских писателей, в том числе стихи А.Ф. Саруевой чаще стали публиковаться в областной газете «Алтайдыҥ Чолмоны», литературно-художественном сборнике «В горах Алтая», на страницах многих других советских газет и журналов Она является также автором детских рассказов и сказок.
Умерла Александра Федоровна 11 ноября 1980 г.
Творчество А.Ф. Саруевой – весомое и значимое звено в становлении и развитии алтайской поэзии. Оно ярко, разнообразно, многогранно, насыщено песенной лирикой, уходит своими корнями в самобытную культуру народов Горного Алтая.
Источники:
1. Госархив РА. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 2559. Л. 1.
2. Писатели Горного Алтая: биобиблиографический справочник. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1988. – С. 157-158.