Горный Алтай в древности и средневековье
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Горный Алтай в древности и средневековье

Древний мир Горного Алтая: Каменный век

В Сибири Горный Алтай был одним из первых районов, где первобытные люди появились очень давно.

Имеющиеся на сегодня данные позволяют говорить о том, что заселение территории Алтая произошло после продвижения ископаемого вида человека с территории Африки около 1,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад человек заселил Восточную и Юго-Восточную Азию и около 500 тыс. лет назад достиг Алтая. Подтверждением тому служат материалы исследований Алексея Павловича Окладникова на памятнике Улалинская стоянка, находящемся на территории г. Горно-Алтайска. 

Усть-Канская пещера.jpgПримерно 300 тыс. лет назад на Алтае, в долинах рек Урсула и Ануя, появились стоянки пещерного типа. Самыми известными считаются Денисова пещера, Усть-Канская, Страшная. В этот период климат был достаточно тёплым и благоприятным. В лесах произрастало много пород деревьев. Стоянка Усть-Канская (гора Белый Бом на реке Чарыш) – это грот, сухой и обширный, длиной 17 м и шириной около 12 м. 

Грот находится на высоте 52 м над уровнем р. Чарыш, в ее верховьях, в 14 км к востоку от с. Усть-Кан. 

Знаменитый археолог С.И. Руденко определил, что по времени стоянка относится к теплой фазе, предшествовавшей последнему оледенению. Комплекс Усть-Канской пещеры относится к мустьерской культуре. Из орудий, помимо скребел, отмечены остроконечники и остроконечные орудия, скребки, крупные пластины и пластинчатые отщепы. Широкое распространение получила техника обработки камня – леваллуа.

Пещеры могли быть как высоко в горах, так и недалеко от их подножия. Важнейшее открытие человека – огонь – позволяло изгнать из пещеры зверя и занять его место. В своих палеолитических жилищах как естественного, так и искусственного происхождения, человек оставил отдельные, часто весьма разрозненные, декорации в виде орудий труда, пещерной скульптуры и росписей.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.


Древний мир Горного Алтая: Бронзовый Век

Афанасьевцы.jpgafanas.jpgВ конце VI — начале III тыс. до н. э. на территории Алтая появились группы представителей культуры бронзового века. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» — по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни.

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.



Древний мир Горного Алтая: Железный век

В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.Пазырыкский воин.jpg

Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазыскрыкого периода  выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север — юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. Находки хранятся в Эрмитаже.

Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов.

В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), «оленныв камни», петроглифы.

Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей.

К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.

Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. К памятникам этого периода относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа.