Автопробег по Чуйскому тракту
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Автопробег по Чуйскому тракту

Чуйский тракт – одна из уникальнейших дорог России – имеет более 200-летнюю историю. По версии научно-популярного журнала «National Geographic», Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. История Чуйского тракта – неотъемлемая часть истории Республики Алтай, корнями уходящая вглубь веков.

ВИДЕО>>История Чуйского тракта ч.1, История Чуйского тракта ч.2

12 июля 1934 г. для проверки эксплуатационно-технических качеств новой дороги стартовал первый Западно – Сибирский автопробег Бийск – Кош-Агач: 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 километров труднейшей горной дороги. 

Газета "Красная Ойротия" буквально по часам освещала первый день этого достаточно уникального для того времени события: "С утра 12 июля Ойрот-Тура приобрела необычайный вид. Лозунги, плакаты говорят о начавшемся автопробеге по Чуйскому тракту. Площадь около обкома партии заполняется народом. Мощные громкоговорители оповещают собравшихся о ходе автопробега. К 3 часам организованным порядком приходят коллективы профсоюзов, "Динамо", пионеры и школьники... в 5 часов 15 минут начинается митинг... В 6 часов 50 минут все водители машин на местах. под звуки походного марша одна за другой двинулись колонны автопробега из Ойрот-Тура по своему маршруту на Кош-Агач".

Появление первого автомобиля вызвало настоящий переполох среди алтайцев и казахов Кош-Агачского аймака. Стар и млад садились на лошадей и ехали смотреть на удивительную повозку, которая, , освещая себе путь в ночной темноте громадными глазищами, двигалась быстрее иного коня и, что самое главное, двигались без посторонней помощи. Не иначе как сам шайтан, злой дух, толкает повозку. Было решено преградить дорогу шайтану. Но повозка лихо объехала завал и как ни в чем не бывало продолжала свой путь. упорные пошли на "последнее" средство - ночью плотно залепили грязью "глаза шайтана" - фары. Но и "крайние" меры не могли, естественно, остановить победное шествие автомашин по Чуйскому тракту. 

Машины прошли от Бийска до Кош-Агача и вернулись обратно за рекордно короткий срок – 8 суток. В газете «Ударник Алтайдорстроя» сообщалось, что «расстояние в 600 км с грузом было пройдено за 22 часа до с. Кош-Агач и за 19 часов порожняком обратно». Газета "Красная Ойротия" 16 июля 1934 г. писала: "Кош-Агач. 15 июля. Вчера 14 июля в 10 часов вечера 11 головных машин автопробега прибыли в конечный пункт - Кош-Агач. Через несколько часов прибыли остальные 19 машин. По-большевистски пройдены 600 километров в намеченные сроки. состояние личного состава, машин прекрасное. Сегодня после технического осмотра машин, разгрузки и митинга в час дня идем в обратный скоростной путь".


Источник:

1. Демидов, В.А. К социализму, минуя капитализм. Очерк социалистического строительства в Горно-Алтайской автономной области / В. А. Демидов. - Новосибирск, 1970. - С. 203.

2. Чуйский тракт: от вьючной тропы до дороги федерального значения: сборник документов. - Горно-Алтайск: АУ РА Литературно-издательский Дом "Алтын-Туу", 2020.

                                       Руководители автопробега 1934 г. Музей Чуйского тракта. г. Бийск.jpg Старт автопробега по маршруту Бийск-Кош-Агач-Бийск,12 июля 1934 г. 11 часов утра. Музей Чуйского тракта. г. Бийск.jpg Первая автостоянка в с. Черга, 14 июля 1934 г. Музей Чуйского тракта. г. Бийск.jpg Жители Кош-Агача у автомобилей, участвующих в первом Западно - Сибирском автопробеге, 1934 г. Музей Чуйского тракта, г. Бийск.jpg Финиш и торжественная встреча автопробега состоялись 17 июля 1934 г. в городе Бийске. Музей Чуйского тракта. г. Бийск.jpg