Территория Республики Алтай богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах местного населения. У народов населяющих республику имеется богатое фольклорное наследие. |
Огонь является одной из краеугольных категорий в философии алтайской обрядности, без него не проводится ни одно обрядовое действие, имея тесную связь с такими культурно-религиозными столпами жизни народа, как молоко и можжевельник, огонь вдыхает жизнь в душу и сердце алтайской культуры.
Алтайцы отмечают, что огонь и очаг почитаются всегда, при этом не только свой, но и огонь, очаг других людей. Духом-хозяйкой огня (От-Ээзи) считается женщина или молодая девушка.
Также огонь считается действенным средством для изгнания вредоносных духов (ӱзӱт), духов умерших, в том числе и в вселившихся в человека.
Алтайцы традиционно кормят огонь на новолуние, так как считается, что огонь является посредником между человеком и миром духов и божеств. Через огонь жертвы и подношения доходят духам. Огонь поедает жертву, передавая ее божествам. Считается, что наиболее любимым жертвоприношением огню у алтайцев является конский жир, арака и навар чая. Масло и жир, от которых огонь «радуется», т.е. ярко вспыхивает, наиболее для него желанны.
Обрядовый фольклор алтайцев богат алкышами, восхваляющими Огонь-Мать (От-Эне).
У алтайцев бытует традиция ежемесячно угощать духа-хозяйку домашнего очага. Ритуал проводится на новолуние (начиная с третьего дня), огонь кормят свежей пищей, кропят молоком, произносят заклинания огню и духам-покровителям о благополучии семьи. Ритуал, как правило, исполняет глава семьи: мужчина, если его нет, то старшая по возрасту женщина.
Обряд кормления духа-хозяйки огня принято проводить для испрашивания здоровья, удачи перед важными событиями: свадьбой, дальней дорогой, охотой.
Духу-хозяйке огня подносится самая лучшая, свежая нетронутая пища (аш-курсактыҥ тееjизин). Обычно берется тот набор продуктов, которыми питались предки: это вареное мясо белого барана или овцы, толокно из ячменя, лепешки, молоко, сыр, топленое масло.
По отношению к домашнему огню как духу-покровителю семьи у алтайцев сложилась система запретов, норм и правил поведения, поддерживаемых устной традицией и контролируемых страшимы членами семьи. На огонь нельзя направлять острые предметы, бить: ими можно поранить «голову» огня; нельзя ворошить от острым горящие угли, иначе огонь будет ожесточаться, в семье будут ссоры. Огонь нельзя кормить соленым чаем или мясом, сваренным в соленом бульоне. Сыпать мусор или грязь считается оскорблением для духа огня, он может наслать на хозяев болезни, несчастья. Нельзя курить возле очага, иначе огонь будет плохой, будут болеть члены семьи. Дурным тоном и предвещанием несчастий является, то, что, если кто-либо гасит огонь водой, нечистотами, плюёт в огонь, проливает на огонь кровь, молоко, жжёт в доме, аиле мусор. Запрещается топить деревяшки с гвоздями, так как гвозди могут поранить духа огня, детям строго запрещается играть с огнём.
В системе традиционных поверий существуют также запреты, связанные с золой. Так, нельзя наступать на золу, так как огонь связан с достатком, этом может привести к потере, падежу скота. Золу из очага не выбрасывают там, где ходят люди.
В каждой культуре есть свои не проходящие ценности, которые хорошо знает большинство, они выражают суть культуры, без знания которых человеку невозможно войти в социум, понять верования, обычаи, следовательно, и осознавать себя частью этого этноса. В алтайском обществе такой сутью культуры выступает Огонь.
Источник: Обрядность в традиционной культуре алтайцев. Коллективная монография / БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова»; Редколлегия: Екеев Н.В. (отв. ред.), Кузьмина Е.Н. (науч. ред.), Конунов А.А., Тадышева Н.О. – Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2019. С. 24-29.