Обряд достижения года ребенком
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Обряд достижения года ребенком

gerb.jpg Территория Республики Алтай богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах местного населения. У народов населяющих республику имеется богатое фольклорное наследие.
Обряд достижения года ребенком


Описание

Когда ребенку исполняется один год, родители ребенка накрывают стол, закалывают овечку, варят «койу кӧчӧ» - густой суп из баранины с ячменем. Этот праздник так и называется «койу кӧчӧ». Первым делом угощают огонь - От Эне. (ласковое название огня-мать -кормилица). При этом серьезно, тихо вполголоса произносят благопожелания. Только после этого можно солить «кӧчӧ» и угощать гостей за столом.

Празднование «Койу кӧчӧ» проводят днём, так как это детский праздник. Это большое семейное мероприятие. Приглашают родственников. Гости с пустыми руками не приходят.

Проводится обряд «Обрезание волос» (Чач кезиш). Волосы у алтайцев считаются отличительным признаком живого, здорового существа. Эта церемония проводится на «Койу кӧчӧ» торжественно. До года стричь волосы строго запрещено обычаем. В старину, когда подстригали волосы малышу, на макушке оставляли длинные волосы для косички. Главным гостем на церемонии стрижки является брат матери ребёнка – таайы. Он, говоря благопожелания (алкыши) племяннику, подстригает прядь волос с челки ребенка и обязательно дарит животное, но не «соок тумчукту мал» - (букв. «скотина с холодным носом»), к которым относятся коровы и козы. Дарит лошадь, барана, жеребенка. Родители дарят таайу рубашку. Волосы после подстригания забирает мама ребенка, хотя раньше забирал таайы и поэтому теперь в 12 лет ребенок к таайу не ездит за своими волосами, как это было заведено раньше. Благопожелания, произнесённые на «Койу кочо», сбываются, если в это верить и стараться жить, так как пожелали взрослые. Первая стрижка – это праздник, символизирующий переход малыша на новую ступень жизни, и проходить он должен в торжественной обстановке.

Обряд «Тужак кезери»-перерезывание пут малыша. Если ребенок к этому времени еще не ходит самостоятельно, проводят обряд «Тужак кезери». Ноги ребенка завязывают белыми нитками или лентой тужак (путы), и таайы или родители разрезают ленту, произнося алкыши. Разрезают со спины ребенка либо ножницами. Либо ножом. Чтобы ребенок быстрее пошел, символически давая ему возможность шагать. Обряд проводится, даже если ребенок ходит сам. перерезывание пут малыша, после которого ребенок переходит еще одну ступень в своем развитии и это помогает ребенку легко и уверенней идти по жизни. Старейшины рода дают – благословение на начало хорошей, достойной жизни ребенка с первых шагов.

Говорят, у детей, которым проводили такой обряд, в будущем походка будет лёгкой и красивой, и на его жизненном пути не будут встречаться трудности, а если и даже встретятся, он их легко преодолеет.

После торжественного проведения церемонии стрижки первых волос малыша и разрезания пут малыша устраивают обильное угощение гостей.

Шейную часть барана, должен съесть отец ребёнка и кость вывешивают на специально отведённое место в женской половине аила. Когда в семье рождались ещё дети, на это место вешали шейные косточки от празднования рождения остальных детей. По числу косточек можно было сразу определить, сколько в семье детей. Эти косточки почитаются алтайцами, так как считалось, что они даруют здоровье детям. Косточки сохранялись до тех пор, пока дети не обзаведутся семьями и не родят своих детей. Затем их сжигали на костре аила родителей

На этом празднике не пьют горячительные напитки, чтобы жизнь у ребёнка не была горькой. За праздничным столом гости поздравляют родителей и тоже дарят подарки ребёнку-имениннику. Если мальчик, дарят коня, баранов, ружьё. Если девочка, то дарят овец, золотые серьги и накосные украшения. Таким образом, родственники желают семье благосостояния, чтобы дети росли в достатке и в благополучии.

Обычай «койу кочо» выполняет функцию приобщения ребенка к роду, введения его в систему внутриродовых взаимоотношений, определяет его место в системе родства, права и обязанности по отношению к определенным категориям лиц, в первую очередь дяде по материнской линии.

Источники:

1.     Обрядность в традиционной культуре алтайцев. Коллективная монография / БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова»; Редколлегия: Екеев Н.В. (отв. ред.), Кузьмина Е.Н. (науч. ред.), Конунов А.А., Тадышева Н.О. – Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2019. С. 418;

2.     Тадышева Н.О., Влияние христианизации на семейную обрядность коренного населения Горного Алтая / Н.О. Тадышева – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2011. С. 102.