состоялось открытие Ойротского аэродрома и начала работать воздушная линия между городами Ойрот-Тура и Новосибирск

состоялось открытие Ойротского аэродрома и начала работать воздушная линия между городами Ойрот-Тура и Новосибирск

18 Августа 1935 г.

Впервые авиация в Горном Алтае появилась в 1925 г. В этот год в небе Улалы с агитполетом появился первый самолет, названный «Сибревком». Посмотреть на самолет собралось 4 тыс. чел. На спонтанно организованном митинге к слушателям с речью обратился председатель облисполкома т. Алагызов: «От Бийска до Улалы мы летели всего 40 минут. На лошадях, единственном доселе способе сообщения с Улалой, пришлось бы ехать целый день…». После митинга – круговые полеты для местных жителей.
В 1933 г. в г. Ойрот-Тура впервые прилетел самолет «Динамо». Он приземлился на площадке вновь строящейся больницы. Целью полёта стал сбор отчислений на постройку эскадрильи имени Максима Горького, а также сбор средств для приобретения самолета для Ойротии.
В 1935 г. с аэродрома в с. Майма взлетел пассажирский самолет «АИР-6» по от-крывшейся авиалинии Ойрот-Тура – Новосибирск. Два ежедневно работающих самолета имели удобные закрытые кабины для двух пассажиров, место для багажа и почты. Расстояние до Новосибирска занимало три летных часа.
Главное здание аэропорта было одноэтажным. В нём располагались метеорологи, радисты, начальник аэропорта, зал ожидания. На территории были построены здание метеорологов, дом мастера (мастерские), водородная станция, которая периодически нака-чивала шары для зондов метеорологам, генераторная, четыре жилых дома. Впоследствии, в 1960-х гг., был пристроен ещё один дом на два входа, в одной половине которого была устроена комната для пилотов.
В 1968 г. был сдан в эксплуатацию аэропорт «Горно-Алтайск» с полосой 600 метров для приема самолетов Ан-2. В 1972 г. была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, позволившая принимать самолеты Ак-40. В начале 1990-х гг. количество регу-лярных рейсов значительно сократилось, а в 1995 г. они прекратились полностью. В 2010 г. регулярное авиасообщение между Горно-Алтайском и Новосибирском было возобновлено. В 2011 г. введен в эксплуатацию реконструированный аэродромный комплекс, включающий в себя взлетно-посадочную полосу длиной 2 300 метров, перрон, места сто-янок воздушных судов. На новом аэродроме появилось новое современное оборудование: мачты освещения, светосигнальное оборудование, система посадки.

Т. В. Захарова.

 Источники:
1. ГА СПД РА, Ф. Р-33, Оп. 6, д. 44, Лл. 62, 128.
2. Улала, Ойрот-Тура, Горно-Алтайск. Страницы истории. – Горно-Алтайск, 1997. – С. 56-57, 88.
3. Официальный сайт аэропорта «Горно-Алтайск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ga-airport.ru/ob-aeroporte (дата обращения: 12.04.2019).
4. История аэропорта Горно-Алтайск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vtourisme.com/altaj/istoriya/1122-istoriya-aeroporta-gorno-altajsk (дата обращения: 30.04.2019).