Церковь была построена в 1891 г. в с. Улала на средства Бийского второй гильдии купца Михаила Матвеевича Бодунова.
В 1923 г. коммунальный отдел потребовал отнять у улалинской общины приписную нагорную Успенскую церковь как пустовавшую. Однако, на общем собрании Улалинской православной религиозной общины 14 октября 1923 г. верующие обосновали свой отказ тем, что с принятием Улалой статуса города, население которого быстро росло, и вскоре необходимо было бы образовать новую общину. Кроме того, в нагорной церкви отдельно проводились отпевания умерших от заразных болезней, что требовалось по санитарным нормам. Выполнение требования коммунотдела было отложено. Несмотря на притеснения со стороны властей, община продолжала существовать, в храме совершались регулярные богослужения.
К 1929 г. процесс закрытия храмов продолжился. Весной 1930 г. административный отдел облисполкома предпринимает попытку закрыть Улалинский Успенский храм. В 1933 г. в рамках изъятия «ценнейшего вида металла» - колокольной бронзы, Ойротский облисполком обратился в горсовет с требованием сдать колокола Успенской церкви.
7 июня 1935 г. была произведена переписка предметов культового характера из драгоценных металлов, находящихся в Ойрот-Туринской Успенской церкви. При проверке была выявлена недостача: 1 серебряный крест, 2 серебряные дарохранительницы, 1 сосуд, всего на сумму 1500 рублей. В результате было возбуждено уголовное дело. Община верующих была ликвидирована как неблагонадежная. 6 июня 1936 г. была проведена техническая проверка здания Успенской церкви, которая выявила дефекты здания. На основе акта технической проверки 1 июля 1936 г. облисполком принял решение о сносе церкви.
20 июля была проведена повторная экспертиза здания церкви, доказавшая не только уже выявленные дефекты, но и выявившая новые серьезные обстоятельства, угрожающие обвалом церковного здания. В решении говорилось о том, что служение в этой церкви в силу технических неполадок было запрещено ещё до революции, а сама община в 1928-1929 гг. отказалась от использования церкви из-за ветхости. Реконструкция церкви оценивалась как технически сложная и дорогая. Эти обстоятельства стали основанием для сноса церкви.
После закрытия в 1936 г. церковь была разобрана. После разбора церкви кирпич был использован для различных бытовых нужд местными жителями. Уже в начале XXI в. на месте разрушенной церкви была установлена часовня в виде ажурной кованой металлической четырехскатной сени.
И. А. Кольцов, Т. В. Захарова
Источники:
1.Госархив РА, Ф. Р-25, Оп. 1, Д. 107а, Л. 19, Ф. Р-33, Оп. 1, Д. 188, Л. 1, 4-26; Д. 144а, Л. 1-67 об., Д. 49, Л. 10-11об.; Д. 188, Л. 1; Д. 607, Л. 1-25; Д. 818, Л. 1-26, Оп. 8, Д. 71, Л. 11, Оп. 6, Д. 48, Лл. 26, 38, 67 об., Ф. Р-51, Оп. 2, Д. 139, Л. 8об., Д. 67, Л. 82-83.
2. Крейдун, Ю А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX-начале XXI в. / Ю. А. Крейдун. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2010. – С. 77, 85, 94.