Тем самым был закреплён статус республики как юридически самостоятельного субъекта Российской Федерации. Конституция – основной, главный закон республики, обладающий высшей юридической силой на её территории и закрепляющий государственное устройство, систему органов правления, предметы собственного ведения, систему органов власти, основные права и свободы человека и гражданина.
Конституционно-правовые преобразования 1990-х годов были вызваны в стране стремлением автономий к суверенизации и самоопределению, что предопределяло разработку Конституции Республики Алтай. После принятия Закона РСФСР (3 июля 1991 г.) «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР» начался первый, непростой этап подготовки Конституции.
6 мая 1992 г. Постановлением Верховного Совета было утверждено положение о конституционной комиссии, целью её работы являлась подготовка проекта основного закона. На первом этапе изучался конституционный опыт РФ и республик в её составе.
Реальным началом работы по разработке Конституции явилось создание 2 марта 1994 г. на сессии Госсобрания конституционной комиссии в составе 23 человек. В процессе работы комиссия провела свыше 20 заседаний, рассмотрела 5 вариантов проекта. Последний прошёл экспертизу в государственно-правовых структурах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, а также Совета Безопасности России и Полномочного Представления Президиума РФ в Конституционном Суде России. Ряд положений был подвергнут критике, но в целом высокий уровень готовности проекта Конституции подтверждали положительные отзывы авторитетных российских политиков и правоведов, таких как С. М. Шахрай, М. А. Митюков. В заключении Института законодательства и сравнительного правоведения указывалось, что «…проект в целом хорошо проработан. Обращают на себя внимание чёткое, логичное расположение составных частей проекта, его полнота, детальная проработка большинства конституционных институтов». Отзыв из Государственной Думы констатировал: «проект конституции является в целом добротным и основательно подготовленным, который может быть принят за основу». Положительное заключение было получено и от отдела Совета Федерации по вопросам федерализма и национальным отношениям.
Принятая в 1997 г. Конституция Республики Алтай является юридической базой текущего республиканского законодательства, важнейшим инструментом регулирования общественных отношений. В соответствии со ст. 162 Конституции, Республика Алтай впервые за многовековую историю имеет свои государственные символы: герб, флаг, гимн, выражающие самобытность и исторические традиции народа Горного Алтая.
Конституция республики выполняет такие важнейшие функции, как политическая, учредительная, организаторская, экономическая, духовно-культурная.
И сегодня Конституция Республики Алтай – работающий, необходимый, прогрессивный закон, закон жизни, закон права и демократии.
В. П. Майер.
Источники:
1. Госархив РА. Ф. Р-690. Оп. 5. Д. 126 (полностью).
2. От уезда к республике: сборник архивных документов 1917-2001 гг. - Горно-Алтайск, 2001. – 275 с.
2. Табаев, Д. И. Разработка и принятие Конституции Республики Алтай: основные этапы, особенности и проблемы / Д. И. Табаев // Алтай Телекей. Мир Алтая. – 2007. - №4.