Первые сведения о поселенцах Горного Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, ее государственных преобразований.
К моменту первого знакомства русских в 1601 г. с алтайскими кочевниками последние не представляли собой единого целого. Они делились на улусы, «землицы», управлявшиеся алтайской знатью. Малочисленное и этнически пестрое население «землиц» являлось постоянным объектом иноземных агрессий. Ведя борьбу против захватчиков, алтайский народ не раз пытался найти себе надежного союзника и защитника, но его усилия не увенчивались успехом. Ситуация изменилась с приходом в Сибирь русских, которых они приняли дружелюбно и установили торгово-меновые и культурные контакты.
В 1755-1756 гг. в связи с разгромом Джунгарского ханства территория Горного Алтая была наводнена войсками Цинской империи и мятежного нойона Амурсаны. В январе 1756 г. в долине реки Кайрлука состоялся совет 13 зайсанов (Омбо, Боокол, Кутук, Буктуш, Бурут, Номыкай Амзына, Кочерен и др.). От имени собравшихся зайсан Омбо обратился к императрице Елизавете с просьбой о приеме их в подданство и защите. На совете зайсанов, состоявшемся 3 мая 1756 г., было подтверждено их желание быть в подданстве России.
24 мая в штаб командующего сибирскими войсками поступил указ Коллегии иностранных дел (КИД) России от 2 мая 1756 г. с обстоятельным изложением условий и порядка приема джунгарцев (алтайцев) в подданство России. «Вышеописанным зенгорским зайсанам, - говорилось в этом указе, - хотя бы они в соединение к волжским калмыкам и не пошли, от подданства Ея Императорского Величества не отказывать, но по вышеозначенным ли рекам или в других местах внутри границы им кочевать позволить, сие оставляется на тамошнее ваше рассмотрение».
21 июня 1756 г. в Бийскую крепость прибыли зайсаны Буктуш, Бурут, Черен, Номык и демичи Менгош Сергеков из отока зайсана Боокола. Позднее к Бийску вышли зайсаны Намык Еманаев, Кокшин Емзынаков и Кутук Кутуйгулин. Таким образом, на всем протяжении Колывано-Кузнецкой и южной части Иртышской военных линий (в Бийской, Колыванской и Усть-Каменогорской крепостях) происходил массовый прием бывших джунгарских подданных в российское подданство.
Указом КИД России от 20 мая 1757 г. предписывалось отправлять принятых в состав России алтайцев и других групп джунгарцев на Волгу разными партиями.
28 июля 1757 г. из Бийска вышел большой кош – караван с 2277 переселенцами. В списке переселенцев, отправленных на Волгу, указаны зайсаны Бурут Чекугалин, Кымык Яманаков, Церен Уруков и семейства умерших зайсанов Кулчукая и Омбо. Всего переселено на Волгу было около 7000 человек. Следует сказать, что не все джунгарские беженцы были отправлены в Поволжье. Значительная группа беженцев была размещена в Кузнецком и Красноярском уездах, где пополнила местное ясачное (телеутское, шорское, хакасское) население.
По подсчетам КИД России, к началу 1760 г. общая численность джунгарских беженцев, принятых в подданство России, составляла 14617 человек.
В административном отношении «новоподданные» алтайцы (ойроты) были объединены в пять алтайских (тау-телеутских, калмыцких) дючин Бийского округа. Территория их кочевий («калмыцкие стойбища») ограничивалась на востоке и юге долиной Катуни, а на западе и северо-западе – долиной Коксу, верховьями рек Чарыша, Ануя и Песчаной.
В 1760-1761 гг. российским правительством предпринимались попытки укрепления российской границы на Алтае путем строительства крепостей и других военных сооружений. Но из-за «непроходимых естественных препятствий» реализовать план не удалось. Поэтому территория Горного Алтая осталась за пределами линии российских военных крепостей, форпостов и других укреплений. По внутреннюю сторону цинскокитайских пограничных застав оказались кочевья чуйских теленгитов на юго-востоке Горного Алтая. Вплоть до начала 1790-х гг. цинское правительство Китая не оставляло идею отторжения земель алтайцев и предъявляло различные претензии.
В 1890-е годы чуйские теленгиты полностью становятся российскими подданными, а вся юго-восточная часть Горного Алтая окончательно закрепляется за Российским государством. Ориентация алтайского народа на Россию не была случайной, вхождение в ее состав явилось завершающим этапом объективного исторического процесса сближения двух народов - русского и алтайского, - определявшегося длительными и постоянно расширявшимися и углублявшимися хозяйственно-экономическими, политическими и культурными связями между ними. Агрессия Цинов только лишь ускорила этот процесс. Иначе говоря, хозяйственно-экономическое и культурное тяготение алтайцев к России явилось определяющим моментом в выборе алтайцами пути дальнейшего исторического развития.
М. А. Яковлева