До 1917 г. подавляющая часть граждан Российской империи была неграмотна. Но и среди тех, кто умел читать и писать, уровень подготовки делал фактически недоступным не только высшее, но и среднее специальное образование. Чтобы преодолеть барьер, создававшийся в этих условиях перед полуграмотными рабочими и крестьянами в отношении возможности дальнейшего образования, 2 августа 1918 г. СНК РСФСР издал декрет о новых правилах приёма в вузы, который предоставил трудящимся право поступать в высшую школу без экзаменов и посещать занятия даже без предварительного предъявления документа об образовании.
Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, но уровень общеобразовательной подготовки большинства из них оказался настолько низким, что высшее образование всё равно оказалось для них недоступным. В этой ситуации заместитель Наркома просвещения РСФСР М. Н. Покровский выдвинул идею создания рабочих факультетов как предварительной ступени для подготовки широких масс к получению высшего образования. К 1932-1933 учебному году в СССР работало уже более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тысяч человек.
9 августа 1932 г. было принято решение об открытии в Горном Алтае рабочего факультета как национального учебного заведения для подготовки алтайской молодежи к поступлению в педагогический ВУЗ. В него принимали не только рабочих и крестьян, но и школьников. Учебное заведение сразу стало пользоваться большой популярностью среди населения. Осенью здесь начали обучение две группы в количестве 60 человек. С 1 октября 1932 г. в связи с 10-летием образования Ойротской автономной области рабфак был переименован в Ойротский национальный педагогический рабфак, а учебное заведение стало ведущим в области по подготовке национальных кадров. Многие годы его возглавлял В. К. Плакас. С 1 февраля 1933 г. при рабфаке открылось подготовительное отделение на 60 человек, где обучалось 45 алтайцев. В военные годы материальная база рабфака была передана эвакуированной Ленинградской спецшколе ВВС. Несмотря на послевоенные трудности, за 1945-1949 гг. общеобразовательную подготовку в учебном заведении получили 156 человек, составившие первые ряды студенчества открытого в 1949 г. Горно-Алтайского учительского института. Двухгодичное обучение в этом институте давало его выпускникам неоконченное высшее образование и право работать в семилетних школах области. 1 июля 1949 г. Горно-Алтайский национальный рабфак был реорганизован в областную национальную школу.
Т. В. Захарова.
Источники:
Госархив РА. Ф. Р-33. Оп. 2. Д. 276. Л. 72, Оп. 6. Д. 34. Л. 8. Д. 96. Л. 133-136.