Политика советского государства в области вероисповедания и религии определялась рядом декретов, предписывающих начать изъятие в пользу государства церковных и монастырских земель, национализацию вкладов церкви и духовенства, хранящихся в частных банках. Сократилось количество храмов и молитвенных домов, в 1925 г. их осталось 25, а к 1940 г. не действовало ни одной. Верующие собирались втайне. В г. Горно-Алтайске, на берегу р. Майма в небольшом домике в 1950-1960-е гг. проживали бывшие насельницы Свято-Никольского Улалинского женского монастыря: инокини Агафия, Параскева, Епистимия и Анастасия. Несколько позже появилась монахиня Софрония. Вокруг них образовалась небольшая община верующих: семья Тимошенских, Валентина Суртаева, Анна Сидоровна Немцова (схимонахиня Арсения) и другие.
Старожилы Горно-Алтайска с любовью вспоминают «монашеский домик». Здесь не умолкала молитва, сюда тайно приезжали священники из Бийска, здесь можно было принять крещение, исповедоваться, причаститься Святых Христовых тайн, заказать заочное отпевание усопшего, да и просто пообщаться с людьми верующими.
К концу 1980 гг. в процессе демократизации общества государственная политика по религиозному вопросу изменилась, отношения между государством и церковью постепенно потеплели. Жители г. Горно-Алтайска начинают добиваться разрешения на строительство храма. К 1988 г. удается достичь согласия властей. Решение об открытии церкви Горно-Алтайский горисполком принял через 60 лет после закрытия советской властью церкви Всемилостивого Спаса, построенной в Улале ещё в 1874 г. Алтайской Духовной Миссией.
При активной помощи Бийского Свято-Успенского прихода между улицами Трудовой и им. А. Матросова начинается строительство Преображенской церкви. 30 августа 1988 г. в Горно-Алтайск прибыл настоятель прихода, священник Ростислав Кирашук. Богослужения стали совершаться регулярно, вначале в молитвенном доме, а с 25 октября 1990 г. – в храме. Малое освящение совершали протоиерей Николай Войтович, архимандрит Ермоген (Росицкий) и иерей Ростислав Кирашук. Часть сохранившейся церковной атрибутики открывшемуся приходу передал Национальный музей Республики Алтай.
Сегодня Преображенская церковь занимает важнейшее место в церковной и общественной жизни Горного Алтая.
Источники:
1. О. Георгий (Балакин). О состоянии Православной церкви в Горном Алтае / Г. Балакин // Макарьевские чтения: Материалы четвертой международной конференции (21-22 ноября 2005 года) / Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - 344 с.
2. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. – Новосибирск: Издательство «Арта», 2010. – С. 67-68.