12 января 2020 г. исполняется 150 лет со дня рождения Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1870-1937 гг.) – ученика и последователя И. И. Шишкина, воспитанника Императорской Академии художеств, легенде сибирского искусства.
В начале XX в. Г. И. Чорос-Гуркин был широко известен как представитель выдающейся плеяды художников, как участник выставок Товарищества передвижников, как замечательный мастер живописи, с успехом экспонировавший свои произведения в Томске (1907, 1910, 1915 гг.), Барнауле, Иркутске, Красноярске (1911 г.), а в советское время – в Новосибирске и Москве.
В 1937 г. Г. И. Чорос-Гуркин как «враг народа» был репрессирован и расстрелян. Последовавшая в 1956 г. его реабилитация стала открывать перед новым поколением величие свершений Мастера. Первый профессиональный художник среди коренных народов Сибири, он проложил пути синтеза традиционного народного искусства с достижениями русской реалистической школы. В Сибири Г. И. Чорос-Гуркин прославился и как талантливый писатель, и как просветитель, педагог, мыслитель. Его богатейший опыт по национально-территориальному обустройству Горного Алтая был использован советским государством в создании Ойротской (Горно-Алтайской) автономной области (1922 г.), преобразованной впоследствии в Республику Алтай, что еще раз доказывает жизнеспособность гуркинских идей.
Творческое наследие Г. И. Чорос-Гуркина, как подлинное явление высокого искусства, неисчерпаемо, и сегодня осознается во всей своей глубине как основа для дальнейшего развития культуры алтайского народа.
Общепризнано, что Г. И. Чорос-Гуркин достиг наивысших результатов в пейзажной живописи, где он стремился проникнуть в глубины национального художественного мышления, постичь эстетическое отношение алтайцев к окружающей природе, к Алтаю, воспринимаемому живым, говорящим, смотрящим («Хан-Алтай» (1907 г.), «Озеро горных духов» (1910 г.)).
Его работы в других жанрах также представляют большой интерес, как и его портретная галерея. И хотя этот жанр не получил в искусстве художника определенного раскрытия, можно с уверенностью отнести его работы к высоким образцам реалистического портретного искусства и определить их как портреты-этюды («Девочка в жёлтом платке» (1902 г.), портреты старожилов Улалы И. Н.Чевалкова, старика Сабашкина, датированные 1906 г., «Сопия Кобок» (1911 г.), «Чечек» (1926 г.), «Телеутка Айбий» (1932 г.)). Прекрасны портреты, выполненные акварельными красками в 1930 г.: «Елена Тойбонова», «Эрке Кайбашева», «Вэрке Акпыжакова». Известны карандашные портреты деятелей сибирской культуры Г. Н. Потанина, В. Я. Шишкова, В. Я. Зазубрина, А. В. Анохина, Л. Н. Гребенщиковой.
Огромный интерес представляют и его этнографические рисунки, которые исследованы явно недостаточно. В целом по своему количеству и содержанию они составляют уникальную художественно-этнографическую энциклопедию Алтая ХХ в. Г. И. Чорос-Гуркин проявлял живой интерес и к орнаментальным мотивам алтайцев разных эпох. Он изучал истоки их развития, формирования и принципы построения, и на их основе выдумывал свои оригинальные декоративные формы («Алтай в орнаменте народа» (1924 г.), «Алтайский орнамент «кандыкту кулдя» (1924 г.)).
С 1903 по 1937 гг. художник жил и работал в селе Анос Чемальского района. Там находилась его усадьба, мастерская. В то время село Анос было культурным центром не только Алтая, но и Сибири.
В настоящее время в Аносе создан музей-усадьба Г. И. Чорос-Гуркина как филиал государственного учреждения культуры «Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина».
Сегодня мемориальное гнездо художника всё больше привлекает к себе поклонников Мастера, возрастает интерес к судьбе аносинского бора, берегов Катуни.
25 января 2011 г. была торжественно открыта мастерская алтайского художника и политического деятеля Григория Чорос-Гуркина, воссозданная по изображениям на фотографиях, этюдах и зарисовках. Согласно концепции реконструкции музея-усадьбы, это - еще один этап восстановления культурной зоны в том виде, в каком она существовала при жизни мастера.
В настоящее время Республика Алтай имеет все возможности для хранения, изучения и популяризации произведений великого мастера. В Национальном музее Республики Алтай имени А. В. Анохина сложилось научное направление по изучению гуркинского наследия в музейной, исследовательской и педагогической деятельности.
Р. М. Еркинова.
Источники:
Их именами названы улицы Горно-Алтайска: библиографический справочник к 85-летию г. Горно-Алтайска. – Горно-Алтайск, 2013. – С. 220-221.