Григорий Иванович родился в семье алтайца-ремесленника. Рано проявившаяся склонность к рисованию привела его в иконописную мастерскую в местной церковно-приходской школе, где он учился, а затем в Катехизаторское училище в г. Бийске. Выполненные им работы привлекают внимание любителей искусства, и в 1897 г. студент Санкт-Петербургской певческой капеллы А. В. Анохин убеждает его ехать в столицу для поступления в Академию художеств. Благодаря случаю, его рисунки попадают к И. И. Шишкину и тот приглашает его в свою мастерскую учеником. Недолгое по времени, но исключительно плодотворное по результатам обучения под руководством знаменитого пейзажиста, дало Григорию Ивановичу прочные профессиональные основы.
В пейзажной мастерской Академии художеств, куда он был принят в 1899 г. после смерти И. И. Шишкина в качестве вольнослушателя, принципы реалистического искусства, полученные от учителя, продолжают свое органическое развитие.
С 1902 г. Г. И. Чорос-Гуркин регулярно участвовал в осенних академических выставках, делая сравнительно большие персональные экспозиции в Академии и в «Обществе поощрения художников». Став членом Товарищества передвижных художников, наряду с такими прославленными мастерами как Суриков, Поленов, Савицкий, принял участие в 31-й Московской выставке Товарищества. На ней Г. И. Чорос-Гуркин представил картину «Катунь весной» (1903).
Приехав на родину, он поселился в селе Анос на левом берегу живописной реки Катунь. Позднее художник выстроил здесь дом, мастерскую, шестигранный аил, разбил большой сад.
Среди величественных гор, наедине с природой прошли наиболее плодотворные годы жизни Г. И. Чорос-Гуркина. В этот период (1906-1916) он создает лучшие свои произведения: «Сосна Аската» (1906), «Хан-Алтай» (1907), «Озеро горных духов» (1910), «Корона Катуни» (1910), «Водопад Балыкту-Суу» (1912), «Юрта в саду художника» (1912).
За десять с небольшим лет состоялось шесть его персональных выставок в городах Сибири: 1907-1908 гг. – в г. Томске, 1911 г. – в Томске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, 1915 г. – в Томске. Эти, так называемые, «Гуркинские недели» явились большим событием в культурной жизни Сибири, настоящим праздником живописи. «У Сибири появился, наконец, свой художник», – писала в то время пресса. Григорий Иванович стал первым живописцем, который ввел эстетику пейзажа Сибири в русское искусство.
Г. И. Чорос-Гуркин не ограничивался чисто художественной деятельностью, а выступал еще с литературными произведениями на страницах газет «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая».
Стараясь найти образы и мотивы для своего творчества, Г. И. Чорос-Гуркин много ездил по Алтаю: писал этюды, делал множество натурных зарисовок, набросков, обдумывая замысел будущих своих полотен, что говорило о серьезном намерении воплотить их в жизнь. Наиболее плодотворной была поездка в 1908 г. вокруг священной горы алтайцев Уч-Сумер – Белухи. В 1912 г. предпринята поездка в самые дальние уголки Алтая, где еще сохранились места с характерным для алтайцев укладом культуры и быта.
1917-1919 гг. он возглавил национально-освободительное движение алтайцев, которое выдвигало такие общедемократические требования как политическое равноправие и самоуправление, свобода языка, культуры и т.д. Дважды был арестован. Из-за нестабильной политической ситуации эмигрировал в Монголию, затем в Танна-Туву. Разлука с родиной длилась почти 6 лет (1919-1925). В эти годы мастер по-прежнему много работает, пишет пейзажи, портреты, запечатлевает в карандаше и красках характерные особенности природы Монголии и Тувы.
Осенью 1925 г. Г. И. Чорос-Гуркин возвращается на родину. В начале 1926 г. он с успехом проводит в городе Новосибирске свою первую при советской власти выставку. Становится членом Всесибирского общества художников «Новая Сибирь». В том же году он принимает участие сразу в двух выставках, проходивших в г. Москве: в восьмой выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Жизнь и быт народов СССР» и в «Сибирской выставке», организованной Обществом по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. Много сил и времени Г. И. Чорос-Гуркин отдал просветительской и педагогической деятельности. По его инициативе открываются музей, национальное издательство, художественная школа для талантливой молодежи. Иллюстрирует первые учебники, книги, рисует плакаты.
11 октября 1937 г. Г. И. Чорос-Гуркин, выдающийся художник, сын своего народа был расстрелян как «враг народа». В 1956 г. Г. И. Чорос-Гуркин был реабилитирован.
Р. М. Еркинова.
Источники:
1. ГААК. Ф. 144. Оп. 6. Д. 5. Л. 111 об.-112.
Фотография из фондов Госархива РА: Художник Горного Алтая Чорос-Гуркин Григорий Иванович у картины «Кан-Алтай» в своей мастерской в селе Анос. Госархив РА. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 5686. Л. 1.