В. В. Радлов, будучи студентом философского факультета Берлинского университета увлекался сравнительно-историческим языкознанием. Под влиянием В. Шотта, специалиста по восточным языкам, у молодого Радлова сформировался интерес к уральским и алтайским языкам, и он принял решение отправиться в Россию с целью их изучения.
20 мая 1858 г. Радлов успешно защитил в Йенском университете диссертацию на тему «О влиянии религии на народы Азии» и был удостоен степени доктора философии.
В 1859 г. Радлову предложили занять место преподавателя немецкого и латинского языков в Барнаульском горном училище. Это позволило ему изучать языки Алтая непосредственно в языковой среде.
Летом 1860 г. он использовал свой отпуск для поездки в Бийск, где собирал языковой материал в полевых условиях. Ему удалось пригласить с Алтая в Барнаул местного жителя, телеута по происхождению, для занятий с ним языком. В течение зимы 1860-1861 гг. он достаточно продвинулся в освоении разговорной речи для того, чтобы быть в состоянии общаться с местными жителями во время ежегодных летних поездок.
Всего за период своего пребывания на Алтае Радлов совершил десять ежегодных поездок к алтайцам, телеутам, шорцам, кумандинцам, тувинцам, казахам, киргизам. В 1866 г. вышел первый том его знаменитого труда «Образцы народной литературы тюркских племен…». В алтайский том «Образцов» Радлов включил 8 прозаических сказок, 6 легенд и преданий, более 50 песен, более ста пословиц и поговорок, и других произведений малых жанров алтайского фольклора. Второй том вышел в 1868 г., а третий - в 1870 г. Это было выдающееся по охвату лингвистического и фольклорного материала издание, которое сразу же сделало имя В. В. Радлова хорошо известным в научном мире.
Помимо исследований языка и фольклора, В. В. Радлов занимался также археологическими раскопками на Алтае. С 1863 по 1869 гг. при его участии было раскопано около 150 курганов, в том числе всемирно известный Большой Катандинский. В окрестностях села в 1865 г. академиком В. В. Радловым были исследованы первые памятники пазырыкской культуры. В Большом Катандинском кургане Радлов впервые обнаружил подкурганную мерзлоту, благодаря которой сохранились уникальные изделия из ткани, кожи, дерева. Всего в окрестностях Катанды было раскопано несколько десятков курганов эпохи раннего железа. Археологические находки, в том числе знаменитый «катандинский фрак» - шуба с длинным хвостом, войлочный ковёр с цветными аппликациями, деревянные резные украшения в золотой фольге, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, находятся в Государственном историческом музее. Катандинские курганы показали удивительное для своего времени ювелирное мастерство пазырыкцев. По заключению специалистов, Радлов вёл свои археологические раскопки на высоком профессиональном уровне, образцовом для того времени. Он сам разрабатывал новые приёмы изучения древних памятников, стремился к совершенствованию уже существующих.
На Алтае Радлов сформировался как тюрколог-универсал, равно глубоко интересовавшийся диалектологией, лексикографией, лексикологией, сравнительной и исторической фонетикой, грамматикой тюркских языков, этнографией и археологией, фольклором и историей народов Алтая и Западной Сибири.
Умер В. В. Радлов 12 мая 1918 г. в Петрограде.
М. А. Яковлева.
Источники:
1. Василий Васильевич Радлов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://traditio.wiki/Василий_Васильевич_Радлов (дата обращения: 06.04.2020).
2. Люди эпохи XX века. Т. I. – Горно-Алтайск: ГУ книжное издательство «Юч –Сюмер – Белуха» Республики Алтай, 2002. – С. 13.