В Новосибирске открылась первая передвижная художественная выставка, в которой впервые приняли участие художники Горного Алтая.

В Новосибирске открылась первая передвижная художественная выставка, в которой впервые приняли участие художники Горного Алтая.

1 Января 1927 г.

С организации всесибирской выставки начало свою работу общество художников «Новая Сибирь». Срок выставки был назначен на 1 мая 1926 г. Однако вскоре выяснилось, что для ее устройства одного желания мало. Нужны помещение, выставочное оборудование, необходимы расходы на печатание каталогов, афиш, пригласительных билетов.
Лишь в декабре 1926 г. в Новосибирске все было подготовлено к большому событию - всесибирской художественной выставке и съезду художников Сибири. От Горного Алтая прибыл художник Николай Иванович Чевалков. Интересный словесный портрет художника нарисовала новосибирская художница Н. Н. Нагорская: «Впервые я увидела его на улице Коммунистической, где собирались экспонаты Первой всесибирской выставки 1927 года. Внешне был он некрасив, обаяние его было чисто духовное. Особенно запомнились его глаза, искристые, как молнии. Говорил он умно и содержательно. Был скромен. Из него получился бы свой, алтайский Рерих, если бы его талант смог развиться полностью».
В ночь на 1 января 1927 г. делегаты съезда, они же члены жюри выставки и рабочие на экспозиции, закончили развеску и расстановку произведений искусства в залах краеведческого музея. Экспозиция состояла из 597 произведений 61 автора.
О выставке сразу же заговорили как о факте исключительного значения. Газета «Советская Сибирь» ежедневно помещала статьи и отчеты о работе выставки под выразительными заголовками: «1500 посетителей за два дня», «Голосуем за большое достижение!», «Выставку увидит вся Сибирь». Небольшие сообщения были напечатаны и в центральных газетах «Правда» и «Известия». Информация о ней уже из Москвы разошлась по всей стране в бюллетенях Центральной Ассоциации художников революционной России (АХРР).
«Выставка удалась, - писал на третий день после ее открытия корреспондент газеты «Советская Сибирь», в трех больших комнатах разместилось до 600 работ сибирских художников - живопись, скульптура, архитектура. Преобладают мотивы трудовые, бытовые, общественные, и, конечно, сибирской природы. В числе особо привлекательных произведений - живопись алтайца Чевалкова... Все вместе (и Чевалков в том числе) они писали и рисовали передний план в своих работах плоскостно, задний план - объемно по примеру живописи русских художников».
«Очень своеобразен и интересен начинающий Чевалков, - писал художник и преподаватель Омского художественно-промышленного техникума С. Фельдман, - его «Облако», «Вечер», «Весна на Алтае», «Алтайцы на Телецком озере» - сильны и выразительны».
Во время работы выставки решено было создать постоянную картинную галерею с основным фондом из произведений сибиряков. Для покупки картин была создана специальная комиссия Сибкрайоно, дополненная художниками и представителями организаций, дающих деньги на приобретения. Было закуплено 45 произведений 26 авторов, том числе работы Н. И. Чевалкова. Пометка «Закуплено государством» лучше пространной характеристики отмечала достойные произведения.
Одновременно с выставкой в Новосибирске открылся Всесибирский съезд художников.
Выступая на съезде художников, А. М. Иванов, член Новосибирского филиала АХРР, сказал: «Напрасно только отрицать влияние Запада. Увлекаться «Парижем» не вредно, форма тоже важна нам. Например, Чевалков - интересен тем, что не только застрял на сибирском, а знаком с западным искусством, высокая техника, плюс любовь к Сибири».
Таковым стал большой дебют в Новосибирске начинающего алтайского художника Н. И. Чевалкова. Появление среди художников Сибири самобытной фигуры было замечено и зрителями, и критикой. Однако жизнь Чевалкова вдали от культурных центров, и ранняя смерть похоронили на время его имя.

Н. В. Машегова.

Источники:

1.       Изобразительное искусство Алтая / Сост. Л.И. Снитко. - Барнаул, 1977. - 104 с.

2.     Муратов, П. Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П. Д. Муратов. - Л.: Художник РСФСР, 1974. - 143 с.

3.     Чевалков Н. Альбом / Сост. Р. М. Еркинова, Е. П. Маточкин. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2006. - 125 с.

4.     Эдоков, В. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая / В. Эдоков. - Горно-Алтайск: Алтайское книжное издательство, 1981. - 96 с.

5.     Эдоков, В. И. Чевалков Н. И. Очерки о жизни и творчестве / В. И. Эдоков. - Горно-Алтайск: Алтайское книжное издательство, 1972. - 112 с.