Анна Петровна Алтарыкова родилась 24 января 1915 г. в с. Александровка в многодетной семье. Рано потеряла родителей, осталась жить с престарелыми дедом и бабушкой. С юных лет батрачила в богатых семьях сельчан. В конце 1920-х гг. была направлена на учебу в школу, затем в педучилище. Учась в Ойрот-Туре, впервые увидела спектакль «Ойрот-театра» и влюбилась в искусство театра. После окончания второго курса стала работать учителем начальной школы в селах Апшуякте Шебалинского аймака, Каракол Онгудайского аймака.
В 1936 г. поступила в Ойротскую национальную студию. В первом спектакле «Чапаев» Д. Фурманова, поставленным студийцами, сыграла в эпизоде женщину. Спектакль прошел с большим успехом, и в июне 1937 г. решением облисполкома студия была преобразована в Ойротский национальный колхозно-совхозный театр. В этом театре проработала до его закрытия – до 1950 г. Во втором спектакле «Поднятая целина» М. Шолохова создала эпизодическую роль – бабку Ульяну. А в спектакле «Гроза» А. Островского сыграла одну из главных ролей – Кабаниху, властную неумолимую хранительницу вековых традиций. Так постепенно росло мастерство молодой актрисы.
Следующий этап в работе определила деятельность П. В. Кучияка, с именем которого связано дальнейшее развитие национального театра. Она сыграла в пьесе «Чейнеш» эпизодическую роль Баланки – матери Чейнеш. Баланка Алтарыковой желала своей дочери только счастья, которое по ее понятиям было в богатстве. Она давала свое согласие на брак, невзирая на слезы и мольбы дочери. Но ни счастья, ни достатка брак Чейнеш с ненавистным мужем никому не принес. Растерянная и жалкая, предстает в четвертом действии, понимая и осознавая, что богатство – это не самое главное в жизни. В другой пьесе П. Кучияка «Ӱч кыс» она создала образ волшебницы Кумдузак-бобрихи.
Важным событием в творчестве актрисы явилось создание образа Вассы в спектакле «Васса Железнова» М. Горького. Она сыграла Вассу сильной, волевой, уверенно управляющей своим миллионным делом. Сдержанно и выразительно передала силу и властность, великолепную выдержку. Актриса создала свыше 30 разноплановых образов, наиболее значимые из них: Кабаниха («Гроза» А. Островского), Баланка («Чейнеш» П. Кучияка), Кумдузак («Ӱч кыс» П. Кучияка), Васса Железнова («Васса Железнова» М. Горького), Евдокия Ивановна («Евдокия Ивановна» И.Чекина), Евгения («На бойком месте» А. Островского), шаманка Кыстанай («Ай-Тана» Ч. Енчинова), Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. Тренева) и др. Актриса выразительно создавала характеры сильных женщин, способных на борьбу, умеющих любить и ненавидеть. Подвластны ей были и характерные роли такие, как шаманка Кыстанай в «Ай-Тане» Ч. Енчинова.
В 1947 г. в юбилей десятилетия театра актрисе было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР и вручен орден Трудового Красного Знамени. А. Алтарыкова перевела на алтайский язык пьесы «Старые друзья» Л. Малюгина, «Закон весны» К. Растегаева, «Московский характер» А. Софронова. Неоднократно была ассистентом режиссеров, ставящих спектакли по пьесам алтайских авторов. С 1949 по 1950 гг. училась на курсах повышения квалификации при Ленинградском институте театра, музыки и кино. После закрытия театра была переведена в краевой драматический театр, где проработала до 1951 г. Окончив краевую партийную школу, была инструктором женотдела при обкоме КПСС, затем работала за пределами Горного Алтая.
Источники:
1. Алтарыкова, А. П. О моей жизни и о нашем театре: воспоминания актрисы / А. П. Алтарыкова; ред., сост. С. Н. Тарбанакова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2016. - 126 с.
2. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. – Новосибирск, 2010. – С. 95.