Укачин Борис Укачинович
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Укачин Борис Укачинович

Борис Укачинович Укачин родился 18 февраля 1936 г. в с. Каярлык Онгудайского аймака Ойротской автономной области. Обучался в Областной национальной средней школе, в Литературном институте им. А. М. Горького (1962-1967 гг.). Работал журналистом в газеты «Алтайдыҥ Чолмоны», на радио, в Горно-Алтайском отделении Союза писателей России.

Писать он начал еще в середине 1950-х гг., а первый сборник его стихотворений «Дороги» (1960 г.) был опубликован после службы в армии (1956-1958 гг.). Позже вышли в свет более двух десятков сборников стихотворений, рассказов и повестей писателя. Уже с раннего периода творческой деятельности он тяготел к масштабности видения и стремился проникнуть в психологию человека. В 1960-е гг. сформировались основные эстетические принципы творчества писателя – гражданственность и публицистичность. Зрелую лирику поэта характеризует масштабность образов, корни которого заложены в устном народном творчестве алтайского народа, поэтому его произведения, базируясь на национальных традициях, стремятся к осмыслению современности с самых разных ракурсов. Поэт тяготел к экспериментам, поэтому его лирику отличает необычность форм. Для примера стоит лишь вспомнить поэму-хронику «Одинокий домик среди белых снегов», которую Г. Кондаков считал вершинным произведением в творчестве писателя.

Прозаический дебют писателя состоялся спустя год после публикации его первого поэтического сборника, а его жанровая природа была определена журналистской деятельностью автора: в 1961 г. выходит в свет сборник очерков «Јакшы улустар» («Хорошие люди»). В целом публицистика Б. Укачина занимает особое место в его творчестве и посвящена вопросам настоящего и будущего Алтая, проблемам экологии, национального самосознания («Алтын-Коль: час до беды», «Спешите делать добрые дела», «Проблемы, связанные вокруг золотого корня», «В чем призвание алтайца?», «Чашка гостеприимства» и др.).

Проза Б. Укачина отличается стремлением к постижению духовных и нравственных проблем современности, к изучению процессов формирования личности человека. Рассказы писателя были отмечены критикой, а новелла «Красная рубашка» в 1982 г. была удостоена премии «Литературной России». Его автобиографическая повесть «Ӧлтӱрген болзом тороны» («Убить бы мне голод») стала откровением писателя и позволила выйти автору на откровенный разговор со своим читателем.

Совершенствование прозаического мастерства писателя можно связать с его переводческой деятельностью, и в первую очередь, с переводом на алтайский язык повестей Ч. Т. Айтматова. Кроме этого, на алтайский язык Б. У. Укачиным переведены сочинения К. Д. Ушинского, произведения М. Ю. Лермонтова, И. Е. Ерошина, Л. А. Кассиля, C. В. Михалкова, А. А. Даржай, Ю. Ш. Кюнзегеш и других русских и советских авторов, а также вьетнамских и японских поэтов.

Творчество писателя давно живет по канонам классической литературы и имя Б. У. Укачина занимает достойное место в истории алтайской литературы.

Источники:

1. История алтайской литературы в 2 кн. Кн. 2. Литературные портреты. - Горно-Алтайск, 2004. - С. 160-187.

2. Киндикова, А. В. Творчество Бориса Укачина: тематическое и жанровое своеобразие / А. В. Киндикова. – Горно-Алтайск, 2005.