История Чуйского тракта в досоветское время

История Чуйского тракта в досоветское время

Чуйский тракт – одна из уникальнейших дорог России – имеет более 200-летнюю историю. По версии научно-популярного журнала «National Geographic», Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. История Чуйского тракта – неотъемлемая часть истории Республики Алтай, корнями уходящая вглубь веков.

ВИДЕО>>История Чуйского тракта ч.1, История Чуйского тракта ч.2

Первые упоминания о Чуйском торговом пути относятся к концу XV-XVII вв. В то время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу и соединял центр Бийского уезда с Горным Алтаем, доходя до монгольской границы. До начала XX в. тракт условно делился на два участка: первый – от Бийска до Онгудая (255 верст), второй - от Онгудая до Кош-Агача (257 верст). При этом данная дорога была мало приспособлена для колесного передвижения и была очень опасна на речных «бомах» и горных перевалах. 

Подводы на Чуйском тракте. Спуск с перевала. Начало XX в. Национальный музей им. А.В. Анохина.jpg

Вопрос о необходимости прокладывания Чуйского пути впервые возник в начале 1860-х гг. Постепенно вопрос обустройства Чуйского тракта стал принимать статус государственного. Поэтому представители губернской власти ставили вопросы перед Министерством финансов о выделении средств на строительство дороги от Бийска до границы с Китаем в кратчайшие сроки.

Первые обследования Чуйского тракта были предприняты в 1868 г. чиновником особых поручений Министерства финансов А. Яцевичем и в 1869 г. бийским исправником Е. Замятиным. В своих отчетах они обосновали экономическую выгоду пути и необходимость строительства дороги. На основании этих данных генерал-губернатор Западной Сибири А. Хрущёв обратился с ходатайством в государственное казначейство об ассигновании 100 тыс. руб. на строительство. Но ходатайство не было подкреплено необходимыми документами – техническим обоснованием проекта и сметой предполагаемых работ, а потому было отклонено.

Первые русские торговцы (бийские купцы), 1870 г..jpgБолее восьми лет не предпринималось никаких изыскательских работ на Чуйском тракте из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Кроме того, руководство заняло выжидательную позицию, надеясь, что решение вопроса строительства дороги может частично разрешиться на местном уровне – с помощью лиц, заинтересованных в заграничной торговле с Монголией и Китаем.

Новое обследование пути было предпринято в 1877 г. В Горный Алтай был направлен инженер-конструктор Клобуков. Внимательно осмотрев дорогу по р. Чуе, он составил проект, смету расходов на её устройство. По предварительным подсчетам, требовалось от 400 до 500 тыс. руб. Требуемая сумма затрат являлась слишком огромной, поэтому вопрос обустройства пути оставался на некоторое время открытым. Первое исправление тропы началось только в 1879–1880 гг. воинским начальником генерал-майором Нарским. Под его руководством дорога была приспособлена к колесной езде от с. Онгудая до с. Хабаровки.

Не откладывая решения вопроса на долгое время, Министерство финансов командировало в Горный Алтай инженера А. Яцевича. Осмотрев Чуйский тракт, он доложил обо всех трудностях, связанных с перевозками по этому пути. По результатам поездки томский губернатор ходатайствовал о выделении 100 тыс. руб. на устройство дороги. Но деньги и в этот раз отпущены не были. В 1884 г. Министерство финансов командировало в Горный Алтай своего сотрудника – Шишманова, который пришел к выводу, что передвижение по тракту крайне затруднительно и не лишено риска.

По Чуйскому тракту....jpgНекоторые сдвиги в решении вопроса строительства Чуйского тракта наметились в начале 1890-х гг. Для определения стоимости строительных работ, с целью превращения тропы в колёсную дорогу в 1892 г. в горы Алтая был направлен учитель технического реального училища Н. Ивачев. Сделав поверхностное описание пути, он определил стоимость его исправления в 48565 руб. В ноябре 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте на заседании Комитета Сибирской железной дороги поставил вопрос о необходимости ассигнования средств на строительство Чуйского тракта. На эти цели было отпущено 48 тыс. руб., которые поступили в распоряжение томского губернатора. Комитет Сибирской железной дороги ассигновал на предварительные изыскания 2 500 руб. и 45 тыс. руб. на капитальные работы. Принял участие в их ассигновании и Кабинет: он выделил 3 тыс. руб. Вопрос строительства колесного пути от Онгудая до Кош-Агача стал постепенно решаться.

Для определения стоимости строительных работ, с целью превращения тропы в колёсную дорогу 14 мая 1894 г. в горы Алтая были командированы военный инженер И. Вараксин и поручик Н. Голышев. Весь путь от с. Онгудайского до с. Кош-Агач они разделили на четыре части. Первые две части дороги, согласно заключению, не требовали никаких исправлений, другие две части являлись труднопроходимыми и нуждались в исправлении. 


Из отчета поручика инженерных войск Голышева о результатах обследования местности для прокладки колесного пути от г. Бийска до поселка Кош-Агач:

  Перевал через Ульгеменский хребет от деревни Ульгемень до заимки Куликова. ГААК. Ф. 81..jpg        Долина реки Чуи. ГААК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 21. Л. 36. Рукописный подлинник..jpg        Перевоз Кор-Кечу. ГААК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 21. Л. 32. Рукописный подлинник..jpg        Сальджарский перевал. ГААК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 21. Л. 33. Рукописный подлинник..jpg    

В конце 1890-х гг. вновь предпринимались попытки обследования Чуйского пути. Для определения стоимости строительных работ, в 1897 г. в горы Алтая был направлен инженер А. А. Ломачевский, приезд которого оказался безрезультатным, так как в силу определенных причин свою работу инженер не закончил. Ему удалось доехать только до с. Онгудая. 

Чуйский тракт после реконструкции. Начало XX в. ГААК. Ф. Р-1970. Оп. 1. У.е. 19. ФотокопияПо ходатайству князя Вяземского в 1900 г. в Горный Алтай были направлены Барнаульский уездный исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. В результате проведённого обследования, С. П. Лучшев и И. И. Биль предложили построить три переправы через р. Катунь. Продолжая обследование Чуйского тракта, С. П. Лучшев и И. И. Биль установили, что ширина дороги, не должна превышать 5 аршин. По рекам, кроме р. Катунь, предполагалось построить мосты самой простой конструкции. При таком подходе к «обустройству пути» потребовалось бы 60 тыс. руб. Обсудив предложенный проект, правительство приняло его и началось финансирование работ.

Уже в 1901 г. на строительстве Чуйского тракта работало от 80 до 158 рабочих и 30 солдат – подрывников. В 1901–1902 гг. были произведены работы по сооружению деревянных мостов, труб, паромных переправ.

Трассировка всего пути Чуйского тракта проходила в достаточно тяжёлых горных условиях. Уклон косогоров, по которым предполагалась прокладка дороги, в большинстве случаев определялся на глаз. Уклон пути высчитывался относительно вертикальных высот, определяемых специальным прибором – анероидом. С помощью профессиональных приборов специалисты намечали направление дороги в местах более или менее пригодных для передвижения.

К концу 1903 г. колёсная дорога соединила Бийск с с. Кош-Агач. На её сооружение было затрачено около 80 тыс. руб. или в среднем 160 руб. за версту. И только в 1908 г. впервые весь путь от Бийска до с. Кош-Агача был открыт для гужевого транспорта на двуколках алтайского типа.

Однако первые поездки торговцев по новой дороге показали, что она далека от совершенства и требует доработки. Резкого снижения стоимости провоза товаров, на что в первую очередь рассчитывали купцы, не произошло. Как и прежняя тропа, новый путь не был лишен опасных участков, а потому, был всё так же труден для передвижения. Иными словами, его реконструкция не оправдала ожиданий местного населения, торговцев и всех тех, кто был заинтересован в его обустройстве.

Первоначально Чуйский тракт проходил по линии Бийск – Верх-Катунское – Алтайское – Черга – Шебалино – Онгудай – Иня – Кош-Агач. Дорога по указанному направлению функционировала до тех пор, пока с. Улала не стало одним из крупных торговых центров Горного Алтая.

В 1912 г. бийский биржевой комитет обратился с ходатайством в Министерство путей сообщения о безотлагательном исправлении Чуйского тракта. Губернская администрация поддержала данное предложение. Бюджетная комиссия государственной думы одобрила прошение и выделила 15 тыс. руб. для проведения изыскательских работ в Горном Алтае. Работы были проведены летом 1913 г. На эти деньги изыскатели провели топографическую съемку всего Чуйского тракта.

Для дальнейшего обследования пути в Горный Алтай прибыла экспедиция, в составе которой был инженер В. Я. Шишков. Изыскания было решено начать в двух направлениях: задача первого – продолжить обследование существовавшего направлении тракта, оно называлось «левобережным», а изыскательная группа «Чуйской». Её руководителем был назначен В. П. Петров. Задача второго направления – осмотреть участок: Бийск – Майма – Усть-Сема – Эдиган с последующим выходом к переправе Кор-Кечу и вынести свои заключения. Эта линия называлась «правобережной». Ее руководителем являлся В. Я. Бабурин.

   В. Я. Шишков на Чуйском. 1911-1912 гг. Музей чуйского тракта. г. Бийск.jpg     В. Я. Шишков на Чуйском. 1911-1912 гг. Музей чуйского тракта. г. Бийск.jpg      В. Я. Шишков на изысканиях Чуйского тракта. 1914 г. ГААК. Фотонегатив № 0-4055.jpg     Члены экспедиции В. Я. Шишков во время сплава по Бие, Фотография 1910-х гг. Бежецкая центральная районная библиотека им. В.Я. Шишкова.jpg     Экспедиция В. Я. Шишкова на Чуйском тракте. 1911-1912 гг. Музей Чуйского тракта. г. Бийск.jpg     В.Я. Шишков на Чуйском тракте.jpg

В. Я. Шишков осуществлял общую координационную деятельность двух групп. После обследования местности В. Я. Шишков предлагал соединить оба направления в с. Черга. По его проекту предполагалось продолжить трассу до с. Усть-Семы, где уже существовал довольно неплохой колёсный путь. Этот вариант по протяженности был самым длинным, но позволял обойти три трудных переправы. Кроме того, он облегчал трудоёмкие скально-взрывные работы. Экспедиция В. Я. Шишкова провела съёмку всей существующей дороги от Бийска до с. Кош-Агача.

В целом экспедиция проделала огромную работу. Полученные материалы позволили определить примерную стоимость работ. С постройкой деревянных искусственных сооружений она составила 6 млн. 218 тыс. руб., а железобетонных – 7 млн. 897 тыс. руб. Данному проекту также не суждено было сбыться. Первая мировая война не дала возможности осуществить намеченные работы по дальнейшему переустройству Чуйского тракта.


Источник:

Чуйский тракт: от вьючной тропы до дороги федерального значения: сборник документов. - Горно-Алтайск: АУ РА Литературно-издательский Дом "Алтын-Туу", 2020.