Чуйский тракт в годы советской власти

Чуйский тракт в годы советской власти

Чуйский тракт – одна из уникальнейших дорог России – имеет более 200-летнюю историю. По версии научно-популярного журнала «National Geographic», Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. История Чуйского тракта – неотъемлемая часть истории Республики Алтай, корнями уходящая вглубь веков.

ВИДЕО>>История Чуйского тракта ч.1, История Чуйского тракта ч.2

Выкопировка с карты Алтайской губернии 1892 г. с показанием Чуйского тракта и чертежом профиля местности с обозначением высоты по барометрическим наблюдениям от г. Бийска до пос. Кош-Агача. ГААК. Ф. Р-216. Оп. 1. Д. 1652..jpgВопрос о продолжении строительства Чуйского тракта неоднократно поднимался на протяжении 1920-х гг. С 1921 г. особо пристальное внимание стало уделяться проблеме целесообразности изменения направления Чуйского тракта по правому берегу р. Катунь. Обследования нового направления было проведено частично. Этот участок включал в себя территорию от с. Ороктоя на ур. Усть-Кураты, близ с. Онгудая, следуя на старый тракт, минуя лишь Семинский и Камаринский перевалы.

Ремонт пути, его строительство проводились на существующем направлении тракта. Был составлен план реконструкции дороги, по которому предполагалась постройка трех паромов через р. Катунь (между бомом Кор-Кечу и с. Иня), дамб и водоотводных каналов. Однако из-за отсутствия средств эти работы не были выполнены. Был построен только один мост через р. Чую близ Кош-Агача и приведено в проезжее состояние начало тракта до с. Верх-Комары.

Восстановительные работы на Чуйском тракте. 1922 г..jpgНесмотря на небольшой объем выполненных работ, 1922 г. считается годом начала восстановления Чуйского тракта. Этому в значительной степени способствовало то, что ВЦИК РСФСР Постановлением от 26 мая 1922 г. признал Чуйский тракт трактом государственного значения с отнесением всех расходов по нему за счет государства. По очередности работ Чуйский тракт был отнесен к дорогам первой очереди. 

В 1926 г. после проведённых изысканий, строительные и ремонтные работы на тракте были возобновлены. В 1927 г.  для дальнейшего технического обследования правого берега р. Катуни (Катунский вариант) были направлены член президиума облисполкома В. А. Астрахов, инженер И. Е. Безответов и заведующий мелиоративным отделом ОБЛЗУ А. П. Плюсин. В ходе обследования были выявлены возможности проведения дорожного полотна и определена его стоимость. 

Партия изысканий Чуйского тракта. 1927 г. Музей Чуйского тракта. г. Бийск.jpgНа протяжении долгого времени областные организации неоднократно обращались в центральные органы с просьбами об определении направления Чуйского тракта.  Совнарком РСФСР своим Постановлением от 4 апреля 1928 г. санкционировал строительство тракта по правому берегу р. Катуни. Кроме того, руководствуясь экономической целесообразностью изменения направления Чуйского тракта для развития региона, было изменено направление дороги в головной его части. Вместо ранее существовавшего направления: Бийск – Смоленское – ст. Белокуриха – Алтайское – Сараса – Черга – Шебалино – Онгудай – Кош-Агач – граница, было принято следующее: Бийск – Майма – Усть-Сема – Шебалино – Онгудай – Кош-Агач – граница. 

Для того, чтобы содержать существовавшие участки дороги в пригодном для передвижения состоянии без особых финансовых затрат, в ноябре 1928 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, которое выдвигало задачу организованного привлечения населения к трудовому участию в дорожных работах. Население было обязано содержать в проезжем состоянии те участки, по которым осуществлялось основное передвижение. 

Строительство Чуйского тракта. 1930-е гг. Национальный музей им. А.В. Анохина.jpgУчитывая большое значение Чуйского тракта для страны для осуществления бесперебойной работы тракта при экспортно-импортных перевозках, правительство приняло специальное Постановление, согласно которому приказом по Народному комиссариату внешней торговли СССР от 5 июня 1933 г. № 333 Чуйский тракт стал считаться военизированным (ЧВТ).

Несмотря на то, что значительная часть дороги к 1930 г. была построена, всё же завершить начатое из-за нехватки средств не получалось. Нужны были значительные финансовые вливания со стороны государства. Чтобы определить необходимую сумму затрат на предстоящее строительство было запланировано новое обследование пути. Выяснилось, что дорога находится в плохом состоянии, одним из самых непроезжих и трудных участков тракта являлся Семинский перевал. 

Важной стратегической задачей в ходе сооружения Чуйского тракта являлось строительство не отдельных участков дороги, а полностью всего пути. Уже в 1931 г. правительство приняло Постановление, которое обязало Главтранспорт завершить строительство Чуйского тракта для бесперебойного проезда от Бийска до Монголии. 

В результате предпринятых действий были достигнуты значимые результаты – улучшены дорожные участки тракта: Майма – Муны, Семинский перевал – Онгудай – Улита – Хабаровка. К 1 октября 1933 г. годовой план дорожного строительства был выполнен на 106,1%. 1 ноября 1933 г. был сдан в эксплуатацию мост через р. Ишу. 

                                                                                                  Строительство деревянного моста через р. Ишу. 1933 г. ОСД ГААК. Ф. Р-2. Оп. 7. Д. 61943. Л. 165. Фотопозитив. Подлинник.jpg                

1 января 1935 г. Чуйский тракт на всем своем протяжении: Бийск – Майма – Усть-Сема – Черга – Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта – был сдан в эксплуатацию. Строительство Чуйского тракта обошлось государству в 19 млн. 654 тыс. руб.

Завершение строительства Чуйского тракта не означало прекращение строительных работ на тех участках, где они требовались. Там происходило расширение полотна дороги, строились мосты. Так, весной 1935 г. было начато строительства моста через р. Иню, а уже 3 апреля 1936 г. мост был испытан и сдан в эксплуатацию. Строительство вели заключенные, благодаря чему мост получил название «Дембельский». В последующие годы дорожные велись работы по расширению и улучшению полотна дороги, а также капитальной реконструкции отдельных участков.

Монгольский караван, 1924 г..jpgВ годы Великой Отечественной войны по Чуйскому тракту шли караваны верблюдов. Состояние Чуйского тракта также оставляло желать лучшего: не смотря на то, что тракт всеми способами пытались поддерживать в рабочем состоянии, осуществлять по нему какие-либо масштабные грузоперевозки в этот период было не возможно.

В послевоенные годы были проведены большие объемы дорожных работ по расширению полотна дороги и проезжей части, устройству асфальтобетонного покрытия. 

С 1948 г. по Чуйскому тракту начали ходить автомашины с прицепами. Это был важный шаг в истории развития дорожного сообщения, поскольку трасса Чуйского тракта была крайне извилистая с большим количеством опасных поворотов среди скал и обрывов. В 1956-1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема – Шебалино. В 1959 г. в с. Усть-Сема был построен новый железобетонный мост, а в 1964 г. – мосты через реки Бию и Ишу. С 1961 г. Чуйский тракт стал составной частью автомагистрали Новосибирск – Бийск – Ташанта. В 1965-1976 гг. была проведена реконструкция наиболее сложных и опасных участков дороги, в том числе на перевалах Семинском и Чике-Таман. В 1970 г. у с. Иня вместо старого подвесного моста, сооруженного в 1936 г., был построен через р. Катунь железобетонный мост, а в 1984 г. была введена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман. 

Источник:

Чуйский тракт: от вьючной тропы до дороги федерального значения: сборник документов. - Горно-Алтайск: АУ РА Литературно-издательский Дом "Алтын-Туу", 2020.