« Дома алтайки как социокультурный феномен Республики Алтай»
В связи с проходившей в стране (после Октябрьской революции) индустриализацией и коллективизацией перед советскими органами была поставлена задача: вовлечение женщин в активную политическую и общественную деятельность. Развернутое женское движение в европейской части страны уже справлялось со многими проблемами в организации и активизации женщин. На окраинах же возникали, казалось, непреодолимые трудности, в первую очередь связанные с патриархальным укладом жизни.
Особенностью коллективизации в Горном Алтае являлось то, что здесь она совпала с процессом перехода кочевого и полукочевого населения на оседлость, что предполагало коренную перестройку не только хозяйствования, но и быта.
На первоначальном этапе эту роль выполняли юрты – передвижки, однако с 1929 г. на смену передвижным формам работы среди женщин-алтаек наиболее эффективным в условиях кочевого и полукочевого образа жизни и разбросанности селений становятся стационарные.
Изменились не только формы и методы работы, но и основные цели. На первый план была выдвинута задача мобилизации активности женщин для подъема сельского хозяйства на основе коллективизации.
Реализация поставленной задачи в Горном Алтае была возложена на Дома алтайки. Из положения о доме алтайки.
«Дом алтайки является стационарным учреждением, внедряющим культуру в быт алтайских и казахских семей. Дом алтайки повышает техническую грамотность женщин алтаек и казашек, повышает общий культурно-политический уровень, воспитывает коммунистическое мировоззрение, прививает культурные навыки в труде и быту, обучает необходимые в домашнем быту рукоделиям, приучает пользоваться книгой, газетой, слушать радио...»
Эти специфические культпросветучреждения, создаваемые в крупнейших местах оседания, должны были не только знакомить женщин с элементарными навыками санитарии и гигиены, домоводства, огородничества и ухода за детьми, но и пропагандировать среди них вопросы коллективизации и кооперирования, создания колхозов, уделяя должное внимание практической направленности по социалистическому переустройству и подъему сельского хозяйства.
Первый Дом алтайки в составе заведующего, инструктора по кройке и шитью, инструктора по домоводству был открыт в 1929 г. в с. Онгудай, затем в Улагане, Кош-Агаче (1931 г.) и Усть-Кане (1934 г.). В каждом Доме предусматривались помещения для занятий, читальный зал, спальня, кухня, столовая, детская комната, мастерская.
На обучение планировалось направлять лучших женщин с производства, имеющих не менее четырех классов образования и нуждающихся в повышении знаний и идейно-политического уровня. Кандидатур подбирали женсоветы и члены правления колхозов.
В течение 3-4 месяцев их обучали грамоте, кройке и шитью, уходу за детьми, выпечке хлеба, достаточно много внимания уделяя знакомству с советскими законами о семье и браке, санитарному, агротехническому и антирелигиозному просвещению.
Работа была построена на полном самообслуживании при помощи дежурства групп. Одна группа занималась организацией питания всего коллектива, выпечкой хлеба, в обязанности другой группы входило поддержание чистоты, стирка белья, следующая должна была следить за детьми. Еще одна группа - ухаживать за домашними животными и огородом.
В специально отведенные часы проходили занятия по грамоте, чтение газет и книг, организовано коллективное прослушивание радио, посещение кино. Большое внимание уделялось творческой самодеятельности. Курсантки пели, учились играть на музыкальных инструментах, участвовали в постановках «домашнего театра».
К процессу обучения привлекались не только учителя, но и практикующие специалисты в области агрономии, врачи. Весь период обучения слушательницы получали «стипендию» в размере 20 трудодней. По окончании обучения проводилась итоговая проверка работ курсанток. Только за 1932 г. было обучено 962 женщины.
Сама идея организации Дома алтайки предполагала «выдернуть» из привычной среды женщин и дать возможность привыкнуть к новому ведению хозяйства и обустройству быта.
На практике организовать работу Домов алтайки оказалось непросто. Сказывались отсутствие опыта подобной работы, ограниченные материальные и людские ресурсы. Осложняло ситуацию и то обстоятельство, что органы власти на местах отводили работе среди женщин второстепенный характер.
В январе 1931 г. на областном расширенном заседании заведующих аймачных женсекторов при обкоме ВКП(б) на повестку дня был поднят вопрос о работе Дома алтайки в Онгудае. Заседающие констатировали, что в Доме «очень грязно, нет коек, алтайки спят в амбаре на полу, где плевки и грязь. Так Дома организовывать не годится – это надо исправить». На совещании областных ведомственных, хозяйственных и кооперативных органов при агитационно-массовом отделе Ойротского обкома ВКП(б) в августе 1931 г. также рассматривался вопрос о работе среди женщин. На совещании было отмечено, что из четырех Домов алтайки в аймаках области работают только два – в Улагане и Онгудае. В течение 1931 г. в них было обучено всего 56 женщин. В Усть-Кане и Кош-Агаче данные учреждения были открыты формально, поскольку отсутствовало оборудование, не была решена кадровая проблема.
Однако, учитывая экономическое положение страны в целом, и особенно национальных глубинок, столь посредственная организация культросветительских учреждений была объяснима.
И все же в 30-е – 40-е годы значительно возросла роль женщин в хозяйственной и общественной жизни области. 47% передовиков, представленных участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, составляли женщины.
В годы войны работа Домов алтайки прекратилась, все имущество было передано в детские сады, пункты размещения эвакуированных и т.д.
В послевоенные годы вновь возникла необходимость в активизации работы среди женщин на селе (учитывая высокую численность женского населения после ВОВ).
Проблема была обозначена на II пленуме обкома ВКП (б) и поставлена общая задача для культурно-просветительных учреждений страны. А это «Необходимость ликвидации пережитков капитализма в сознании людей, которые препятствуют быстрому подъему социалистического животноводства, подрывают дело строительства национальной по форме и социалистической по содержанию культуры».
Единственно возможной и уже знакомой формой подобной работы были Дома алтайки, которые хорошо зарекомендовали себя еще в довоенные годы.
В 1948 году заведующий областным отделом культпросветработы тов. Жарков неоднократно составлял информационные письма с расчетами и обоснованием для открытия учреждений.
(Из докладной записки заведующего областным отделом культурно-просветительской работы т. Жаркова М.А. 1948 г.)
«Мотивы, понуждающие нас упорно настаивать на организации домов алтаек, вытекают из задач, стоявших перед нами по работе среди женщин алтаек, а именно: женщина - алтайка нуждается в том, чтобы мы научили её культурному ведению её домашнего хозяйства, научили перестроить её быт в связи с переходом из аила в дом……… Быт алтаек, правильно обставленный и внедренный, призван выполнить важную и почетную задачу.»
По ходатайству Горно-Алтайского обкома ВКП(б) и облисполкома распоряжением Совета Министров СССР от 30 июля 1949 года в районах Горного Алтая было вновь разрешено открыть сеть домов алтайки
За ним последовал ряд местных распоряжений. Предполагалось с 15 августа 1949 года открыть 6 домов алтайки в Кош-Агаче, Улагане, Онгудае, Эликмонаре, Усть-Кане, Шебалино. Окончательное решение об открытии учреждений с 1 ноября 1949 года в селе Кош-Агач и Улаган было принято Советом депутатов исполнительного Комитета Горно-Алтайской автономной области 15 сентября 1949 года.
В решении определялся контингент обучающихся – 25 курсанток, было рекомендовано выделить помещение из 4 – 5 комнат. Штат остался прежним.
Заведующая – 1
Инструктор по бытовым вопросам – 1
Инструктор-руководитель прикладных ремесел и рукоделию – 1
Уборщица – 1
На деле оказалось все сложнее. Из-за недостатка средств и квалифицированных кадров первые дома алтайки начали работу 8 января 1950 года в с. Кош-Агач и Улаган. 25 января 1950 г.- в Онгудае, 10 апреля - в Эликмонаре, затем в Усть-Кане и Шебалино.
На организацию работы учреждений было выделено 27 тысяч рублей, тогда как планировалось 100 т.р.
Методисты облкультпросветотдела составили примерный учебный план для поведения обучения при доме-алтайке. Учебный план и программа домов-алтайки должны вытекать из задач подготовки кадров массовой квалификации колхозного производства.
План был рассчитан на 50 рабочих дней, 400 часов. В него вошли следующие дисциплины:
Лекции и беседы на общественно-политические темы – 18 часов
Общественное и государственное устройство СССР – 40 часов
Общеобразовательные дисциплины по программе школ малограмотных, письмо, чтение, и др. – 100 часов
Занятия по прикладному ремеслу – 140 часов
Занятие по санитарии – 20 часов
Лекции и доклады на научно-естественные темы – 12 часов
Занятия по основам сельского хозяйства – 20 часов
Домоводство и кулинария – 32 часа
Изучение биографии В.И. Ленина и И.В. Сталина – 20 часов
Из основных тем занятий по домоводству: Постановление Совета министров СССР и ЦК ВПП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на промышленные товары»; «Нагревательные приборы: примус, керосинка, керогаз»; «Овощные блюда, домашние заготовки (маринады, варения, сушеные овощи и т.д.)»; «Мытье полов»; «Побелка помещения»; «Сушка белья и дальнейшая обработка (глаженье утюгом)»; «Топка бани» и т.д.
На занятиях по санитарии изучали: достижения советского здравоохранения; гигиена женщин, уход за маленьким ребенком; почему нужно рожать в родильном доме; различные инфекционные заболевания (тиф, туберкулез, чесотка) и борьба с ними.
Тематический план занятий по сельскому хозяйству предполагал изучение постановлений пленумов ЦК, 3-х летнего плана развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства, опыт работы передовиков, а также порядок организации постоянных звеньев (учет труда, норма выработки, дополнительная оплата за перевыполнение и т.д.).
Как и в предшествующие годы, на обучение в данные учреждения направлялись лучшие женщины-колхозницы, при этом 50% суммы на содержание каждой слушательницы оплачивали колхозы.
Контингент Домов алтайки в начале 1950-х гг. был представлен молодежью, фактически не нуждающейся в обучении. В среднем курсантки имели 1 – 2 класса образования. Однако эта форма работы среди женщин не предполагала начальное обучение грамоте. Первоочередная задача была повышение политического, общеобразовательного и культурного уровня женщин - алтаек и казашек, развитие культурных навыков в труде и быту.
60 процентов обучающихся составляли доярки, чабаны, пастухи, полеводы, заведующие животноводческими фермами, птичницы, 18 процентов среди них были членами КПСС и ВЛКСМ.
Большое количество часов отводилось на кройку и шитье, вязание, уборку, чтение газет и книг, уходу за огородом.
Многие женщины, пройдя курс обучения в Домах алтайки, активно включались в партийную и общественную жизнь. Дома алтайки дали колхозам заведующих яслями, дет. садами, доярок, бригадиров, пекарей.
Так, по отчету заведующей Улаганского Домом алтайки:
«В результате обучения получили удостоверения и были направлены на работу 10 человек - заведующими колхозными яслями, 7 человек – руководителями кружков кройки и шитья, 11 человек – заведующими фермами, 4 человека – бригадными поварихами и 3 женщины – старшими доярками».
Дома алтайки имели тесную связь с окончившими курсы женщинами. В докладной заведующей Усть-Канским Дома алтайки В.В. Яшевой говорится: «Я ездила 4 раза в сезон по колхозам, проверяла работу наших слушательниц и убедилась в том, что нужно в периодическом порядке производить эту работу, что может добиться нашей цели внедрения культуры в быт. Существующий порядок жизни до сего времени не дает женщинам алтайкам, конечно за исключением незначительного числа женщин, ввести в жизнь новый культурный быт. В этом им нужна помощь со стороны».
После прохождения обучения курсантки активно включались в работу кружков на местах, принимали участие в собраниях, выступали в женсоветах. В своих селениях они передавали опыт и знания, полученные на курсах, алтайским женщинам, таким образом помогая советским органам в вопросах ликвидации патриархально-родовых пережитков. Дома алтайки сыграли видную роль в повышении трудовой и политической активности женщин. Многие женщины, окончив курсы, активно включались в общественную жизнь, а некоторые впоследствии становились руководителями колхозного производства, работали в партийных и советских органах.
В первые послевоенные годы в данной сфере продолжали оставаться нерешенными проблемы, возникшие в предшествующий период. Женщин приходилось обучать в плохо приспособленных для работы, тесных, давно не ремонтированных помещениях. К примеру, Усть-Канский Дом алтайки имел в своем распоряжении только две маленькие комнаты и небольшую кухню, зданию Шебалинского Дома алтайки требовался капитальный ремонт. Материальная база была недостаточной, годами не обновлялась. Самыми проблемными в данной сфере являлись Кош-Агачский и Онгудайский Дома алтайки, в которых вместо положенных 2-3 швейных машин имелась только одна, не хватало коек, стульев, тумбочек, столов, кухонной посуды и даже сменного белья.
Не удавалось полностью решить кадровую проблему. Зачастую обучение женщин в Домах алтайки осуществляли малограмотные, случайно нанятые инструктора. Наблюдалась большая текучесть кадров. В Онгудайском Доме алтайки на должностях четырех штатных работников за 1950 г. сменилось 13 человек, в Кош-Агачском – 12, в Улаганском – 3 человека.
В 1953 – 54 гг. сократился наборв курсанток. За 1953 г. в аймачном Доме алтайки было обучено 15 женщин вместо 30.
Причиной данного факта являлось почти полное отсутствие какой-либо работы по укомплектованию контингента слушателей Домов алтайки со стороны местных органов власти.
Исходя из этих и других подобных фактов, инструктора отдела по работе среди женщин, курирующие данную сферу в области, пришли к выводу, что некоторые Дома алтайки были открыты формально. В этой связи на повестку дня был поставлен вопрос о целесообразности создания передвижных Домов алтайки. На одном из заседаний при обсуждении данного вопроса заведующий отделом по работе среди женщин Онгудайского РК ВКП(б) заметил, что превращение стационарных Домов алтайки в передвижные - это шаг назад. Для того чтобы улучшить работу стационарного Дома алтайки, - отмечал заведующий, - не нужно пускаться в такие крайности как перевод на передвижную работу или закрытие. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для нормальной работы, дать приспособленное помещение с расчетом общежития на 20 коек, детскую и классную комнаты с оборудованием, красный уголок и ленкомнату для хранения литературы и внеурочных занятий, склад и продукты питания, комнату для преподавателей и администрации. Все это вместе взятое, а также первостепенное решение кадровой проблемы, даст возможность повысить уровень обучения, успеваемость, а также усилит заинтересованность колхозниц в обучении в Доме алтайки.
В 1956 г. областное руководство, считая, что Дома алтайки перестали удовлетворять требованиям культурно-просветительной работы среди женщин-алтаек и учитывая необходимость усиления культурно-массовой работы среди пастухов, занятых на отгонном животноводстве, реорганизовало их в культпросветпередвижки.
Практика показала, что дома-алтайки, сыгравшие положительную роль на первом этапе культурной революции, изжили себя. Они уже не отвечали возросшим потребностям населения и его культурному уровню. Тем боле, что к этому времени в Горном Алтае уже сформировался отряд национальной интеллигенции
Переход алтайцев на оседлость привел к изменениям жилищных и бытовых условий, к подлинной революции в быту. То, чему учили женщин в домах алтайки, не являлось уже для них проблемой.
В этом отношении дома алтайки больше ничего нового дать им не могли
Сегодня мы говорим о Домах алтайки как о социокультурном феномене нашей республики по тому, что это по истине, уникальная страничка в истории нашей области. Подобных Домам алтайки учреждений в стране практически не было. Лишь в Бурят-Монгольской АССР был организован первый Дом бурятки в 1927 г.
Не смотря на все трудности в обустройстве учреждений Дома алтайки, созданные как центры бытовой и организационной помощи алтайским женщинам, все же выполнили возложенную на них функцию. Женщины стали активными участницами общественной и политической жизни страны.
Источники и литература:
1. Казенное учреждение Республики Алтай «Госархив РА» Ф. П-1. оп. 2, 2а; д. 1004, 204; Ф. Р – 190, оп. 4, д. 1, 69; Ф. Р – 55, оп. 1, д. 444, 234; Ф. Р-33. оп. 1. д. 662. л. 14, оп. 6. д. 152.
2. Штанакова Н.Р. О работе с женщинами в Горном Алтае в 30-50-е гг. XX в. // Коренные народы Саяно-Алтая в прошлом, настоящем и будущем. Материалы международной научной конференции. Горно-Алтайск, 2006. С. 169.
3. Демидов В.А. Краеведческий материал по истории Горно-Алтайской автономной области. Горно-Алтайск, 1962. С. 82.
4. Гончарова О.А. История здравоохранения в Горном Алтае: дисс…д. истор. н. Томск, 2001. С. 140