СТАНОВЛЕНИЕ ОЙРОТСКОГО ЖИВОТНОВОДЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
4 сентября 1930 г. решением Президиума Западно - Сибирского краевого исполнительного комитета в Ойротии на базе совхоза «Скотовод» был создан животноводческий техникум с двумя отделениями: ветеринарным, зоотехническим и подготовительной группой. Первым директором учебного заведения был назначен директор молочно-товарной фермы, бывший заведующий областного земельного управления Василий Трофимович Мунгалов, а само учебное заведение расположилось в бывшем монастыре в с. Кызыл-Озек.
На два отделения было зачислено 34 человека, 18 - на ветеринарное, 16 - на зоотехническое, в подготовительную группу первоначально в январе 1931 г. было зачислено 28 человек. Большую часть контингента составляли ученики, окончившие школы крестьянской молодежи из Онгудая, Нижнего Уймона и Чемала, а также учащиеся Горно-Алтайской средней школы. Подготовительное отделение комплектовалось за счет учащихся 5-6 классов школ области.
Удалось сформировать небольшой преподавательский состав, в основном, состоящий из практиков. Обязанности заведующего учебно-воспитательной частью были возложены на будущего директора учебного заведения - Юрия Андреевича Никифорова, преподавателем математики и физики была принята Федосья Осиповна Никифорова, преподавателем химии и естествознания - Мария Васильевна Юферова, русского языка и литературы - Иван Гаврилович Киселев, алтайского языка - Макарий Михайлович Абышкин.
Располагая земельным участком в 100 га, учащиеся занимались полеводством, сажали огород, содержали скот: лошадей, коров, свиней, кроликов, пчел. Полученная продукция поступала в студенческую столовую. В хозяйстве, закрепленном за техникумом, имелось 5-6 лошадей, 2-3 коровы, до 20 голов свиней, небольшой земельный участок с огородом и сенокосными угодьями. В 1933 г. техникуму было дополнительно передано 35,74 га земель сельскохозяйственного назначения. Помимо работ в собственном подсобном хозяйстве, студенты проходили практику, выполняя сезонные работы в совхозе «Скотовод».
Несмотря на ряд сложностей, первый выпуск специалистов средней квалификации состоялся в июле 1933 г. в количестве 35 человек: было выпущено 17 ветеринарных фельдшеров и 18 зоотехников. В составе этого выпуска были: М. Ф. Саруева, А. В. Хрусталев, И. Ф. Печенин, Ф. Д. Кадочникова, И. Г. Попов, А. Ф. Козулин. Эти и другие специалисты, выпущенные техникумом, сыграли значительную роль в становлении и развитии сельского хозяйства Горного Алтая.
Учитывая необходимость более широкой подготовки специалистов коренной национальности и весьма низкий образовательный уровень абитуриентов алтайцев, в 1933 г. было решено сделать подготовительное отделение техникума национально-алтайским. В 1934 г. началось становление методического аппарата техникума. Один раз в месяц собиралось методическое совещание, два раза в месяц - комиссии общеобразовательных (заведующий И. Ф. Инкин), общетехнических (заведующий В. Н. Антонов) и специальных (заведующий Б. И. Одоевский) циклов, заседал педагогический совет.
К 1936 г. учебный процесс в техникуме стал более стабильным. Из Наркомата земледелия СССР пришли учебные планы, программы, была введена непрерывная производственная практика для студентов третьего курса. 7 сентября 1936 г. Ойротским облисполкомом было принято решение о переводе техникума в г. Ойрот-Тура. Учебное заведение разместилось в здании бывшей советско-партийной школы по ул. Ойротской, от которой получило в наследство учебное хозяйство в поселке Карлушка.
С 17 апреля 1939 г. на баланс техникума было принято учебное хозяйство Ойротской специальной сельскохозяйственной школы, а в структуру влит весь руководящий и обслуживающий персонал. На основании Постановления СНК СССР от 8 июня 1940 г. учебное хозяйство техникума было преобразовано в учебно-опытное для проведения учебно-производственной практики учащихся и опытной работы.
ОЙРОТ-ТУРИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ В ГОДЫ ВОЙНЫ
Новый 1941-1942 учебный год стал для учебного заведения началом испытаний. Уже в августе 1941 г. в здании техникума была размещена школа массовой квалификации колхозных кадров, а в ноябре 1941 г. на основании приказа Народного комиссариата земледелия РСФСР от 28.11.1941 г. № 46 произошло слияние Ойротского животноводческого техникума, Бийского сельскохозяйственного техникума и Ойротской сельскохозяйственной школы среднего образования в одно учебное заведение – Ойрот-Туринский сельскохозяйственный техникум. Как единое учебное заведение техникум начал работать с 22 декабря 1941 г.
После слияния в техникуме подготовку кадров осуществляло пять отделений: ветеринарное, зоотехническое, пчеловодное, полеводческое, агротехническое. Обучение было трехлетним. Трудности стали постоянными. В декабре 1941 г. главный учебный корпус техникума был передан эвакуированному в Ойрот-Туру плодоовощному институту им. Мичурина. Учебные классы техникума перенесли в общежитие и здание клуба, учились в две смены.
Директором нового учебного заведения был назначен 33-летний доцент института Валентин Иванович Будаговский. Учебный процесс в то время осуществлялся в тесной связи с практикой, поскольку костяк преподавательского состава составляли специалисты-практики: ветеринарный врач Надежда Ивановна Матвеева, преподаватель-агроном Анна Фроловна Титова, агроном Павел Иванович Безруков, Нина Ивановна Рябинина и другие. После реорганизации преподавательский состав техникума состоял из 20 штатных преподавателей, из них 18 - с высшим образованием. В 1941 г. начался массовый уход преподавателей на фронт, сократилось финансирование, что повлекло за собой вынужденные увольнения служащих.
После реорганизации техникум располагал пятью общежитиями, которые были разбросаны по всему городу. Теснота была постоянная: около 25% студентов размещались по два человека на одну кровать, постельное белье было сильно изношенным. Для нужд учащихся имелась прачечная и столовая, работающая на продуктах учхоза. Из воспоминаний М. В. Кондратьевой: «…В столовой варили рассольник из нескольких кусочков огурцов и суп из колбы. Дрова для столовой привозили на санках из Улалушки. Точно на таком же «транспорте» привозили муку из с. Ая». Тем не менее в таких сложных условиях студенты продолжали обучение, лучшим курсам в учебе вручалось переходящее Красное Знамя.
В 1942 г. в здании техникума была размещена вторая спецшкола военно-воздушных сил. В таких условиях учебное заведение работало более двух лет. В январе 1942 г. в техникум были влиты третий, четвертый и часть второго курса эвакуированного в Ойрот-Туру плодоовощного техникума им. И. В. Мичурина. Третий и четвертый курсы «мичуринцев» образовали плодовоовощное отделение. Студенты второго курса были включены в первый курс пчеловодного отделения. Вместе со студентами была эвакуирована библиотека, позволившая улучшить методическое обеспечение учебного процесса. Массовый призыв учащихся на военную службу привел к тому, что вторые курсы ветеринарного и зоотехнического отделения были слиты в один с зоотехническим профилем. Пять эвакуированных из разных частей страны преподавателей стали работать в техникуме: Глафира Никифоровна Бойко из Крыма, Николай Гаврилович Грачев агроном из Москвы, Николай Артемьевич Самодуров из Московской области, Нина Степановна Евдовская зоотехник из Москвы, Николай Иванович Давыдов доцент кафедры биохимии Новочеркасского зооветеринарного института.
В 1942 г. начало работу агрономическое отделение, первый выпуск которого состоялся в 1945 г. В 1943 г. вышло совместное Постановление бюро Ойротского обкома ВКП(б) и облисполкома об организации при техникуме плодоовощного отделения со специализациями полевод и плодоовощевод. Помощь в организации этого отделения была оказана плодоовощным институтом им. Мичурина. После его реэвакуации в распоряжение техникума перешли две аудитории и зал для занятий, ранее занимаемые институтом. 29 декабря 1943 г. техникум был переименован в зооветеринарный.
В 1944 г. был увеличен прием в техникум на зоотехническое, ветеринарное и пчеловодное отделения до 60 человек на каждое и предусмотрены средства на строительство 8-квартирного жилого дома для преподавателей и общежития для студентов. В целях укрепления материально-производственной базы и оказания помощи техникуму в этом же году Алтайский крайисполком возвратил учебному заведению принадлежавшие ему учебный корпус по улице Ойротской, 70 и все жилые помещения. Были предприняты меры для улучшения породности стада, ремонта и строительства помещений, выделен дополнительный продовольственный фонд.
ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ТЕХНИКУМ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
После окончания Великой Отечественной войны реалиями послевоенной жизни техникума, как и большинства учебных заведений в стране, были аварийные жилые и учебные помещения, кадровый голод, скученность в общежитиях, занятия в две смены. Так в 1946 г. в общежитии, рассчитанном на 156 мест, проживало 192 студента. В связи с возвращением из армии, в первый послевоенный год резко увеличился контингент студентов, вместо плановых 150 фактически обучалось 235 человек. Не хватало преподавателей. Тем не менее в 1946 г. учебным заведением было выпущено 142 специалиста для сельского хозяйства области.
В 1948 г. на основании приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР № 725 от 30 октября 1948 г. Ойрот-Туринский зооветеринарный техникум был переименован в Горно-Алтайский зооветеринарный техникум.
В первые послевоенные годы обучение осуществлялось на четырех отделениях: ветеринарном, зоотехническом, пчеловодном, полеводческом. Приемная кампания в районах проводилась достаточно активно: выступали агитбригады, преподавателями проводились консультации, в самом учебном заведении для учащихся семилетних и средних школ города и области традиционными стали «Дни открытых дверей». План набора выполнялся, но на первом курсе отмечался большой отсев студентов (до 30%), основными причинами которого были трудное материальное положение и слабые знания, полученные в школе.
Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 12 августа 1949 г. № 520 план приема учащихся на 1949 г. был увеличен: на 30 человек на первый курс зоотехнического отделения за счет сокращения плана приема на пчеловодное отделение. Не хватало квалифицированных преподавателей химии, физики, агрономии, зоотехнии, ветеринарного врача. Кадровый «голод» привел к тому, что на четвертом курсе ветеринарного отделения две группы были объединены в одну.
В 1950 г. при техникуме открылся учебно-консультационный пункт по заочному обучению, заведующим которого стал заместитель директора по учебной части Иван Нилович Якушков. Вне учебы учащиеся имели возможность заниматься в гимнастической и стрелковой секциях, зоотехническом, ветеринарном и пчеловодном кружках, кружках художественной самодеятельности: драматическом, хоровом и музыкальном, выпускали газету «Кузница кадров».
С целью увеличения контингента обучающихся в 1958 г. при техникуме было открыто заочное отделение, позволившее повысить квалификацию работников сельского хозяйства без отрыва от производства. Первой заведующей заочным отделением стала Мария Давыдовна Юрганова. Прием учащихся велся по двум специальностям. На ветеринарное отделение принимались только ветеринарные фельдшеры, окончившие сельскохозяйственные годичные школы. На зоотехническое – окончившие сельскохозяйственную школу животноводов. Группы состояли из 8-10 человек.
В 1958 г. был прекращен набор учащихся на агрономическое отделение и выпуск специалистов-агрономов. В приемную кампанию 1960 г. перед учебным заведением была поставлена задача привлечь в число студентов абитуриентов из отдаленных районов, имеющих производственный стаж работы. На первый курс было принято 120 человек: по 60 на ветеринарное и зоотехническое отделения. Из них 113 человек - из районов Горно-Алтайской автономной области. На качественную подготовку специалистов была ориентирована работа методических комиссий общеобразовательных предметов (А. Я. Гройсман), агрозоотехнических дисциплин (А. Ф. Титова), ветеринарных дисциплин (Т. С. Ченцов).
С 1966 г. с целью подготовки кадров для сельскохозяйственной отрасли начало свою работу бухгалтерское отделение с двухлетним сроком обучения, специализировавшееся на подготовке специалистов по учету сельскохозяйственного производства. На первый курс было набрано 26 учащихся.
В 1967 г. студенты техникума могли получить две дополнительные квалификации – техник по искусственному осеменению животных (для ветеринаров) и классировщик шерсти (для зоотехников). Приказом директора № 104 от 12 сентября 1967 г. в учебном заведении были созданы объединенная комиссия специальных дисциплин, методическая комиссия общеобразовательных дисциплин, а также методическое объединение классных руководителей. В 1969 г. была построена учебная ветеринарная клиника.
В 1970-е гг. техникум вел обучение по четырем специальностям: зоотехнической, ветеринарной, пчеловодной и бухгалтерской. Контингент студентов составлял 530 человек. Материальная база учебного заведения в те годы была довольно неплохой: кабинеты и лаборатории, ветеринарная учебная клиника, учебная пасека. Учебные помещения техникума располагались в трех корпусах, имелся клуб, столовая. Занятия проходили в две смены: в первую занимались учащиеся дневного отделения, во вторую – учащиеся заочного отделения. На начало 1970 г. на очном отделении готовили зоотехников, ветеринаров, пчеловодов, бухгалтеров, на заочном – зоотехников, ветеринаров, пчеловодов. Была улучшена база для проведения учебной практики: на одной из ферм ОПХ пущено в эксплуатацию общежитие для учащихся, что дало возможность проводить учебную практику безвыездно, а также организована учебная пасека. Учащиеся могли получить рабочие профессии «техник по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных», «сельский механизатор».
Приказом № 59 от 29 мая 1971 г. в учебном заведении было прекращено обучение на пчеловодном отделении. С баланса техникума на баланс совхоза «Кызыл-Озекский» передана пасека, расположенная в районе поселка Республика: 24 пчелосемьи и инвентарь, а также грузовой автомобиль ГАЗ-51. С целью сохранения кадров преподавателей в 1971-1972 учебном году осуществлен набор студентов на специальность зоотехния со специализацией по пчеловодству.
В 1972-1973 учебном году начато строительство общежития на 360 мест. В 1978 г. оно было построено и сдано в эксплуатацию, в общежитии работал медпункт, буфет, актовый зал, располагались комнаты для занятий. Через два года, в 1980 г. начинается строительство нового учебного корпуса.
ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ СОВХОЗ-ТЕХНИКУМ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
В феврале 1986 г. на базе зооветеринарного техникума и совхоза «Кызыл-Озекский» был создан Горно-Алтайский совхоз-техникум. Директором нового учебного заведения стал Георгий Максимович Кудрявцев. Педагогический состав техникума значительно расширился: учебный процесс в то время осуществляли 44 преподавателя, из них 42 с высшим образованием.
В 1988 г. было завершено строительство нового учебного корпуса на 960 мест, в котором расположились 37 кабинетов и лабораторий, оснащенных современным оборудованием и техническими средствами обучения. В то время в техникуме уже действовали кабинет информатики и вычислительной техники, был оборудован и работал видеосалон. Началось строительство спортивного комплекса: трех спортивных площадок и гимнастического городка.
1988 год - время второго рождения агрономического отделения. Учитывая специфику области, отделение начало подготовку агрономов со специализацией по кормопроизводству. По очной форме обучения, помимо агрономов, традиционно продолжали готовить зоотехников, ветеринаров и бухгалтеров – специалистов средней квалификации. Заочно можно было получить специальности зоотехника и техника-пчеловода.
В марте 1988 г. на базе совхоза-техникума был организован детско-юношеский военно-патриотический клуб пограничного профиля «Пограничник», позднее переименованный в военно-патриотический клуб «Барс». Руководителем клуба стал А. П. Колесников, консультантом военрук совхоза-техникума П. В. Гиммельбродский. В клуб набирали 80-90 человек молодежи в возрасте 14-15 лет. Занимались в основном строевой и стрелковой подготовкой. Летом выезжали на войсковую стажировку к пограничникам в Кош-Агачский район. В 1989-1990 учебном году в техникуме был создан Совет военно-спортивного воспитания. В 1991 г. руководителем клуба стал П. В. Гиммельбродский, в котором стали заниматься студенты техникума, а приоритетными дисциплинами стали стрелковая подготовка и карате.
В 1992 г. совхоз-техникум был преобразован в сельскохозяйственный техникум с учебно-производственным хозяйством в селе Карасук. В 1993 г. учебное заведение вошло в структуру Горно-Алтайского государственного университета как сельскохозяйственный колледж.
1990-е годы стали достаточно сложным периодом для российской системы образования, которая была поставлена буквально на грань выживания. Чтобы выжить, учебные заведения должны были приспособиться к новым рыночным условиям, научиться зарабатывать. В условиях инфляции, уменьшения заработной платы и финансирования, всеобщей безработицы в стране начался новый этап истории колледжа в составе университета.
В 1994-1995 гг. по очной форме обучения колледж готовил фермеров, бухгалтеров, ветеринаров, агрономов, по заочной – зоотехников, пчеловодов и бухгалтеров. Дополнительно к основной профессии учащиеся могли получить рабочую профессию тракториста-машиниста III класса, оператора по искусственному осеменению, оператора машинного доения, ветеринарного санитара. Несмотря на сложности с финансированием, в 1995 г. был построен ангар для сельскохозяйственных машин, началось обучения автоделу студентов-агрономов. В 1996 г. при колледже был восстановлен коллекционный участок, заложен сад в с. Бирюля.
Преподавательский состав учебного заведения был высоко квалифицированным: это Г. В. Кудрявцева, Л. О. Санькова, М. В. Попова, Е. И. Михайлычев, Л. И. Пивоварова, З. И. Крехтунова, А. Н. Кондрашова, Н. П. Карпова, Т. А. Ярошенко, Е. Г. Тинина, Ю. Д. Бурый, Н. С. Шадринцев, М. Н. Копытова и многие другие.
В начале 2000-х гг. колледж продолжал готовить специалистов на очной и заочной формах обучения. Учебный процесс обеспечивался четырьмя предметными цикловыми комиссиями: общеобразовательных дисциплин, социально-экономических и бухгалтерских дисциплин, агрономических дисциплин, ветеринарных и зоотехнических дисциплин. В коллективе трудились Заслуженные мастера производственного обучения Российской Федерации З. И. Князева, З. И. Крехтунова, Почетные работники среднего профессионального образования – З. И. Князева, З. И. Крехтунова, Л. И. Пивоварова, П. В. Гиммельбродский.
В 2007 г. учебное заведение начало подготовку специалистов по специальности Туризм, в 2009 г. - Механизация сельского хозяйства и Землеустройство, в 2013 г. была открыта новая специальность – Кинология. В образовательный процесс колледжа активно внедрялась концепция «колледж-вуз». После окончания обучения в колледже студенты могли продолжить образование в университете по индивидуальному плану обучения, сокращая срок получения высшего образования.
В 2011 г. воспитательная работа колледжа была признана лучшей. В 2013 г. студенческий совет «Феникс» вошел в тройку лучших студенческих советов среди учебных заведений г. Горно-Алтайска. Немаловажную роль в воспитательном процессе играли такие направления воспитательной деятельности, как пропаганда здорового образа жизни, военно-патриотическое воспитание, добровольчество и творческая самореализация студентов.
В 2013 г. был прекращен набор на специальности Экономика и бухгалтерский учет, Зоотехния, с 2015 г. – на специальность Туризм.
В 2014 г. сельскохозяйственный колледж был переименован в аграрный.
В 2015 г. Правительство РФ разработало комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования в стране, результатом которого должно было стать повышение престижа среднего профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров по наиболее востребованным на рынке профессиям и специальностям, развитие материально-технической базы СПО.
В рамках реализации данных мероприятий в 2018 г. в колледже была пролицензирована новая специальность - Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, закуплено специализированное оборудование для лицензирования специальности Технология мяса и мясных продуктов.
В 2017, 2018 гг. студенты колледжа приняли участие в Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» в Республике Алтай по компетенциям Агрономия, Ветеринария, Механизация сельского хозяйства. Впервые в колледже были организованы и проведены Региональные этапы Всероссийских олимпиад по специальностям Агрономия и Ветеринария. В 2018 г. прекращен набор на заочную форму обучения.
Как и десятилетия назад, неотъемлемой составляющей учебного процесса являлось практическое обучение. В сложные девяностые годы учебное заведение лишилось производственного подразделения совхоза-техникума, образованного на базе бывшего учебного хозяйства. Сегодня отработка знаний и умений осуществляется на базе ветеринарной клиники, агробиологической станции, учебно-дрессировочной площадки, а также в лучших хозяйствах Республики Алтай.
Углубить и отточить профессиональные умения помогают кружки профессиональной направленности «Айболит» (А. А. Сметанников, Ю. А. Василенко), «Собачье дело» (В. И. Паршин). Студенты колледжа имеют возможность получить второй диплом по дополнительным образовательным программам в области кинологии и ветеринарии.
Сегодня Аграрный колледж входит в систему среднего профессионального образования Республики Алтай, участвует в работе Совета директоров профессиональных образовательных организаций Республики Алтай. Кроме того, поддерживаются связи с профессиональными образовательными организациями Алтайского края, Томской, Омской и Новосибирской областей, Казахстана. Учебное заведение ведет подготовку по следующим специальностям среднего профессионального образования: Землеустройство, Механизация сельского хозяйства, Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, Кинология, Ветеринария, Агрономия. В колледже работают 26 преподавателей, в том числе кандидаты наук, Почетные работники среднего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации. В штате учебного заведения социальный педагог и психолог. На регулярной основе функционируют Совет классных руководителей, методический и педагогический советы, Совет по профилактике правонарушений. Развиваются студенческое самоуправление, добровольческое движение. Учебное заведение реализует проекты «Профессиональный вектор», «Аграрные кадры регионам».
Фотографии из фондов Государственного архива Республики Алтай.
Источники:
1. Госархив РА, Фонды Р-33, Р-42, Р-55, Р-59, Р-119, Р-248, Р-265, Р-693, Р-675.
2. БЫЛА ВОЙНА…Сборник архивных документов 1941-1945 гг. – Горно-Алтайск, 2010. – 421 с.
3. Память народа. 70 лет Горно-Алтайской автономной области (Документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию) / сост. Н.В. Белоусова, Н.А. Петрова, О.П. Смирнягина [и др.]. – Горно-Алтайск, 1993. – 607 с.
4. Горно-Алтайской автономной области 60 лет. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1982. – 82 с.
5. Адарин, Т. Т. История ветеринарии Республики Алтай / Т. Т. Адарин. – Горно-Алтайск, 2003. – 95 с.
6. Аксенова, Л. Н. Формирование кадров специалистов в Горном Алтае (1920-1930-е гг.) / Л. Н. Аксенова // Актуальные вопросы истории Сибири: шестые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина: сборник научных трудов в 2 ч. - Ч. 2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - С. 57-62.
7. Анкудинова, Т. В. Социальное развитие национальных центров России в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Горно-Алтайска) / Т. В. Анкудинова // Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. - 2006. - № 105. - Декабрь. Социально-политическая история Саяно-Алтая в XIX-XX вв. Томск: Томский государственный университет, 2006. - С. 14-19.
8. Анкудинова, Т. В. Становление системы народного образования в г. Улале (Ойрот-Туре) в 20-30-е гг. 20 в. / Т. В. Анкудинова // Мир Евразии №1(1): научный журнал. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - С. 35-37.
9. Белоусова, Н. В. К вопросу об истории развития Горно-Алтайского сельскохозяйственного техникума (1930-1990) / Н. В. Белоусова // Наука и образование аграрному производству. Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию сельскохозяйственного колледжа при Горно-Алтайском государственном университете. 5 сентября 1930 г. – Горно-Алтайск, 2000. – С. 7-11.
10. Гончарова, О. А. Социокультурные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы. Условия, пути, особенности / О. А. Гончарова, Т. В. Анкудинова, Т. В. Захарова, Ю. Б. Костякова, Т. С. Пустогачева. - LAMBERT, 2014. – 142 с.
11. Машегова, Н. В. Некоторые итоги исследований эвакуации гражданского населения, детских, лечебных, высших учебных и научных учреждений в Ойротскую автономную область в 1941-1942 годах (с приложением) / Н. В. Машегова // Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны. Материалы республиканской научно-исторической конференции. – Горно-Алтайск, 2010. – С. 75-82.