С самого начала Великой Отечественной войны перед руководством страны была поставлена сложная задача по эвакуации из оккупированных областей стратегически важных промышленных предприятий, запасов продовольствия и сырья, учебных заведений, населения вглубь страны. Из Москвы и других городов центральной России в Ойротскую автономную область за 1941-1943 гг. было эвакуировано свыше 5 тыс. человек. Большая часть эвакуированных учреждений разместилась в областном центре – г. Ойрот-Тура, где для беженцев и эвакуированных был создан эвакопункт.
В числе других учебных заведений, в ноябре 1941 г. в Горный Алтай был эвакуирован плодоовощной институт им. И. В. Мичурина, которому был передан главный учебный корпус Ойротского сельскохозяйственного техникума. Для Ойротии его эвакуация имела важное значение, поскольку подготовка сельскохозяйственных кадров высшей квалификации на территории автономии не велась.
Эвакуированные преподаватели активно включились в учебный процесс, 33-летний доцент института Будаговский Валентин Иванович стал директором Ойротского сельскохозяйственного техникума. Среди эвакуированных научных работников были сын и дочь Ивана Владимировича Мичурина – Николай Иванович и Мария Ивановна Мичурины. Большая часть студентов осталась в Мичуринске. При институте имелось три кафедры – плодоводства, овощеводства и селекции, за первый год учебное заведение выпустило 45 агрономов–плодоовощеводов.
В 1942 г. на первый курс института было принято 259 студентов при плане набора в 150 человек. Краевые органы власти прилагали максимальные усилия для обеспечения студентов и преподавателей всем необходимым. Учебному заведению была оказана всесторонняя помощь: выделены площади для организации учебного хозяйства, на которых уже весной 1942 г. было посажено 42 га картофеля и овощных культур, приобретено 100 дойных коров и 20 свиней, для преподавателей и студентов организована столовая закрытого типа, сапожная мастерская, медицинский кабинет. За два года институт выпустил 135 специалистов высшей квалификации.
Специалисты для сельского хозяйства Ойротии требовались постоянно. С целью популяризации сельскохозяйственных знаний среди работников колхозов, совхозов, ферм, МТС при институте был организован лекторий, в котором ученые читали лекции по вопросам текущей политики, дарвинизму, на сельскохозяйственные и другие темы. Для повышения квалификации руководящих кадров были открыты курсы председателей колхозов.
Ойротским обкомом ВКП(б) и облисполкомом перед высшим учебным заведением были поставлены важнейшие для области задачи: создание в аймаках мощной продовольственной базы: требовалось подобрать эффективную агротехнику для основных зерновых культур, внедрить в производство овощные культуры с применением комплекса приемов высокой агротехники, разработать меры для улучшения местной яровой пшеницы «Аленькая»; создать кормовую базу: разработать агротехнику многолетних трав, кормовых корнеплодов и силосных культур; внедрить в культуру каучуконосы, выявить сырьевые ресурсы дикорастущих плодовых, ягодных, овощных, лекарственных и других полезных растений в флоре Ойротии, разработать меры по повышению продуктивности крупного рогатого скота, улучшению местных пород, повышению плодородия почв путем испытания различных видов удобрений и в первую очередь местных.
В результате коллекционного испытания большого набора сортов кормовых, овощных, бахчевых, технических и других культур в различных точках Ойротии (Кызыл-Озек, Чоя, Кош-Агач) учеными были выявлены их ценные сорта и формы для различных природно-климатических зон региона. Получен ценный материал о влиянии различных склонов на произрастание ряда важнейших зерновых и овощных культур (Кызы-Озёк, Чоя), проверена эффективность местных удобрений на ряде культур в различных условиях. Результаты проведенных исследований незамедлительно внедрялись в практику. К примеру, Чойским опорным пунктом была проведена большая работа по широкому внедрению в производство овощных технических и плодово-ягодных культур.
Сотрудники института достаточно плодотворно сотрудничали с опорным пунктом садоводства, которым руководил ученик И. В. Мичурина Михаил Афанасьевич Лисавенко. Колхозам и совхозам области институт оказывал большую практическую помощь. Его студенты совместно с учащимися сельскохозяйственного техникума участвовали в проведении сезонных сельскохозяйственных работ. Так, на весенних сельскохозяйственных работах 1943 г. на протяжении полутора месяцев в различных аймаках области в качестве колхозных агрономов работало 88 студентов второго, третьего, четвертого курсов. Кроме студенчества, в дальние аймаки Ойротской области было направлено 10 профессоров и преподавателей учебного заведения. Весь коллектив института активно участвовал в проведении прополочной кампании и сеноуборке в собственном учебном хозяйстве, а также подшефном колхозе им. Сталина. Осенью 1943 г. в помощь колхозам по уборке урожая и проведения озимого сева институт направил 40 человек профессорско-преподавательского и технического персонала и 120 студентов, которые выполнили нормы на 130-150 %.
Институт оказывал большую помощь городским организациям по хранению картофеля и увеличению семенного фонда посадочного материала по методу академика Лысенко. Учебное заведение взяло под систематическое наблюдение 18 овощехранилищ в городе, к каждому прикрепив по два человека из профессорско-преподавательского коллектива и студенчества. По предварительным подсчетам, принятые меры позволили дополнительно получить 500 центнеров посадочного материала картофеля.
В зимний период 1943 г. преподавателями института в 11 колхозах области была организована агротехучеба, составлены севообороты, разработаны мероприятия по подготовке колхозов к зимовке скота. В краевой газете «Алтайская правда» и в областной «Красная Ойротия» с целью популяризации сельскохозяйственных знаний был опубликован ряд статей по разным вопросам сельского хозяйства, а также прочитано 30 радиолекций.
В январе 1944 г. началась реэвакуация учебного заведения. Институту было выделено четыре автомашины, произведен ремонт 120 пар валенок, пошиты полушубки из овчин, все уезжающие обеспечены продуктами на дорогу. Сад, высаженный институтом, был передан Ойротской плодоягодной зональной станции, как и пасека на 50 пчелосемей. В феврале 1944 г. Мичуринский институт реэвакуировался в г. Мичуринск.
Таким образом, эвакуированный в Ойротию плодоовощной институт им. И. В. Мичурина за довольно короткое время нахождения в автономной области, выполнил возложенные на него местными органами власти задачи, внес неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства региона, подготовил для области сельскохозяйственные кадры высшей квалификации, заложил основы современных научных направлений в аграрной сфере.
Фотография из фондов Государственного архива Республики Алтай.
Источники:
1. Машегова, Н. В. Некоторые итоги исследований эвакуации гражданского населения, детских, лечебных, высших учебных и научных учреждений в Ойротскую автономную область в 1941-1942 годах (с приложением) / Н. В. Машегова // Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны. Материалы республиканской научно-исторической конференции. - Горно-Алтайск, 2010. - С. 75-82.
2. Караченцев, И. С. Учебные учреждения, эвакуированные в Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны / И. С. Караченцев // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы международной научно-практической конференции. – Горно-Алтайск, 2017. – С. 121-125.
3. Госархив РА, Ф. Р-33, Оп. 2, Д. 239, Л. 178, Оп. 6, Д. 79, Л. 145-146, Ф. Р-42, Оп. 6, Д. 341, Л. 1-4, Ф. Р-248, Оп. 4, Д. 18, Л. 4, Ф. П-1, Оп. 2, Д. 152, Л. 9-9 об.
4. БЫЛА ВОЙНА…Сборник архивных документов 1941-1945 гг. - Горно-Алтайск, 2010. – 421 с.
5. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области / под ред. Л. П. Потапова. – Горно-Алтайск, 1973. – 537 с.