Одной из крупнейших спецшкол ВВС в стране являлась 2-я Ленинградская, её история начинается с приказа Ленгороно от 30 ноября 1940 года. Несменным директором школы был Широков Владимир Петрович. Уже 13 января 1941 года состоялось торжественное открытие школы в 4-х этажном здании города Ленинграда. Воспитанниками школы были ленинградские мальчишки, которые предварительно должны были пройти медкомиссию для определения годности будущей службы в рядах советских летчиков. По окончании школы ребята получали среднее образование, а так же теорию полёта и были подготовлены к поступлению в штурманские военные училища. 16 июля 1941 года состоялся первый выпуск школы лётчиков по ускоренной программе - 127 человек, они прошли программу средней школы и приобрели начальные военные знания. По учебной программе школы были запланированы практические занятия, так с середины июня вторая и третья роты выезжали на лагерные сборы в город Пушкин.
Но война резко всё поменяла, 6 июля 1941 года добровольно до призыва, ушли в действующую армию 14 преподавателей и 30 старших учащихся. Практически со дня начала войны Ленинград подвергался авиабомбардировкам, и недавно полученное здание на Московском проспекте, уже к сентябрю 1941 года было разрушено, школу перевели в новое здание, располагавшееся на Невском проспекте. С 20 октября в школе вновь начинаются учебные занятия. Из-за начавшейся уже в августе блокады города и ранних морозов, встал транспорт, ребята не могли своевременно добираться до школы. Поэтому руководство школы принимает решение об открытии интерната. Вначале интернат был рассчитан на 100 человек, а затем его постоянно расширяли. В первую блокадную зиму подростки наравне со взрослыми патрулировали улицы города, обслуживали эвакопункты и помогали медсестрам, дежурили на крышах, сбрасывая с них зажигательные бомбы и снаряды, а также разбирали после бомбежек руины.
Условия для обучения ухудшались и становились практически невозможными. Вместе со всеми ленинградцами, эти мальчики хлебнули блокадного горя, умирали от голода. Всего до эвакуации погибло 90 человек. И в конце зимы встал вопрос об эвакуации. Эвакуация курсантов спецшколы из Ленинграда в Ойрот-Туру проходила с 6 февраля по 7 марта 1942 года. Из блокадного города они выехали и проследовали по маршруту: Борисова Грива, Ладожское озеро, Тихвин, Череповец, Вологда, Пермь, Свердловск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Ойрот-Тура (Горно-Алтайск). Эвакуация проводилась в очень тяжелых условиях. В ходе эвакуации имелись случаи массового заболевания курсантов тифом, больных детей оставляли на железнодорожных станциях для излечения. В результате выехало из Ленинграда 438 человек, а прибыло в Ойрот-Туру всего лишь 216. По прибытии ленинградцев в Бийск, решением Ойротского облсовета от 10 января 1942 года всех эвакуированных ленинградцев доставили на автомобилях в Ойрот-Туру.
Разместили курсантов в здании школы № 11 на ул. Рабфаковской д.3, а занятия проходили в учебном здании рабфака. Для размещения командного и начальствующего состава школы были подобраны квартиры.
Ойрот-Тура сделала всё, чтобы истощённые курсанты быстрее поправились и восстановили истощённые силы за время нахождения в блокаде и сложного переезда из Ленинграда. Месяц по прибытии ребята были закреплены за рестораном, где их буквально выкормили. Так же решением горисполкома были проведены срочные меры по санобработке курсантов спецшколы, и оказана первая медицинская помощь. Из госфонда Гортоп передал спецшколе 100 м3 дров, для текущих расходов было выделено 57,8 тыс. рублей.
Для скорейшего начала учебного процесса было принято решение об использовании имеющегося в учебных заведениях города излишнего учебного и хозяйственного оборудования и передачи его в распоряжение командования 2-й спецшколы ВВС. Для оборудования классных помещений и общежития в распоряжение спецшколы ВВС из резервов Облплана было выделено необходимое количество пиломатериалов. Решение кадрового вопроса было возложено на горисполком, который должен был набрать недостающее число преподавателей со школ города. И уже с апреля 1942 года начались занятия, а в августе были проведены переводные и выпускные экзамены. При подготовке спецшколы к новому 1942-1943 учебному году выяснились некоторые проблемы, которые необходимо было решить в кратчайшие сроки. С октября 1942 года образовательный процесс в школе был налажен. Для обустройства быта школы в середине 1942 года были выделены средства на закупку годовой потребности картофеля и других овощей, также из госфонда области школе было выделено 5 бричек и 12 саней, тары для засолки и хранения шестидесяти тонн овощей. Облторготдел был обязан бесперебойно снабжать спецшколу продуктами по норме рабочих промышленных предприятий.
Помимо ребят-ленинградцев в школу набирали местных мальчиков, которые быстро, влились в среду будущих лётчиков. Нелегко жилось, не доставало продуктов и курсанты, чтобы прокормиться, были вынуждены работать на приусадебных участках, выращивая овощи, делали заготовки на зиму, ухаживали за скотом. Уже в первом квартале 1943 года школой был закуплен крупнорогатый скот. По плану Горисполкома на 1944 год спецшкола должна была разводить крупный рогатый скот, овец, свиней, разного рода птиц, а так же иметь 20 пчелосемей, с целью обеспечения обучающихся всеми необходимыми продуктами питания. Для пользования спецшколе в 1944 году было предоставлено 28 гектар земли под сенокос. Помимо помощи в сборе и обработке урожая коллектив школы принимал активное участие в различных общественных делах, будь то заготовка шиповника и целебных трав или помощь в строительстве канала и посадке плодово-ягодных растений, благоустройстве города. Молодых спецов также привлекали к помощи колхозам при сборе верхушек картофеля и их клубней.
Уже с начала 1943 года спецшкола собственными силами проводила заготовку дров на зиму. Заготовку проводили в верховье р. Улалы, зимой спиливали, а летом сплавляли по реке до Ойрот-Туры.
Дисциплина в школе была военная. Перед преподавателями, командирами и учащимися стояли следующие задачи: «1. Организованно начать учебные занятия, настойчиво преодолевая все трудности напряжённой обстановки войны. 2. Глубоко и прочно с первого дня учебных занятий овладевать знаниями, чтобы скорее встать в яды защитников Родины. 3. Оказать максимальную помощь государству в деле уборки военного урожая. 4. Окружить заботой и вниманием новый набор учащихся, помочь ему в кратчайший срок овладеть необходимой военной подготовкой и добиться активного включения в жизнь школы».
В Ойрот-Туринский период 2 спецшкола ВВС выпустила более 750 лётчиков, штурманов и техников. Выпускники школы направлялись в военные авиационные училища для прохождения дальнейшей учёбы. 11 сентября 1945 года Ленинградская специальная лётная школа ВВС реэвакуировалась в Ленинград. Но после окончания Второй мировой войны необходимость в военных летчиках резко сократилась, поэтому в спецшколе остановили набор новых учащихся, а в конце 1940-х школа была расформирована. По окончании войны выпускники 2 Ленинградской школы неоднократно собирались на встречах, причем некоторые из них проходили в Горно-Алтайске.
Фотографии из фондов Государственного архива Республики Алтай.
Источники:
1. Госархив РА, Ф. Р-33. Оп. 2, Д. 257, Л. 70, Оп. 3, Д. 239, Л. 188, Оп. 6, Д. 75, Л. 41-42, Д. 72, Л. 73, Ф. П-1, Оп. 2, Д. 151, Л. 1-7.
2. Караченцев, И.С. История 2-й Ленинградской школы военно-воздушных сил периода эвакуации в Ойрот-Тура / И.С. Караченцев, Е.М. Чедурова // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай). - Горно-Алтайск, 2015. - С. 60-63.