До 1917 г. подавляющая часть граждан Российской империи была неграмотна. Но и среди тех, кто умел читать и писать, уровень подготовки делал фактически недоступным не только высшее, но и среднее специальное образование. Чтобы преодолеть барьер, создававшийся в этих условиях перед полуграмотными рабочими и крестьянами в отношении возможности дальнейшего образования, 2 августа 1918 г. СНК РСФСР издал декрет о новых правилах приёма в вузы, который предоставил трудящимся право поступать в высшую школу без экзаменов и посещать занятия даже без предварительного предъявления документа об образовании.
Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, но уровень общеобразовательной подготовки большинства из них оказался настолько низким, что высшее образование всё равно оказалось для них недоступным. В этой ситуации заместитель Наркома просвещения РСФСР М. Н. Покровский выдвинул идею создания рабочих факультетов как предварительной ступени для подготовки широких масс к получению высшего образования. К 1932-1933 учебному году в СССР работало уже более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тысяч человек.
9 августа 1932 г. было принято решение об открытии в Горном Алтае рабочего факультета как национального учебного заведения для подготовки алтайской молодежи к поступлению в педагогический ВУЗ. В него принимали не только рабочих и крестьян, но и школьников. Учебное заведение сразу стало пользоваться большой популярностью среди населения. Осенью здесь начали обучение две группы в количестве 60 человек. На содержание указанного контингента Наркомпрос РСФСР выделил 31270 руб. С 1 октября 1932 г. в связи с 10-летием образования Ойротской автономной области рабфак был переименован в Ойротский национальный педагогический рабфак, а учебное заведение стало ведущим в области по подготовке национальных кадров. С 1 февраля 1933 г. при рабфаке открылось подготовительное отделение на 60 человек, где обучалось 45 алтайцев.
В военные годы материальная база рабфака была передана эвакуированной Ленинградской спецшколе ВВС. В послевоенные годы перед учебным заведением была поставлена задача – обеспечить массовый выпуск учащихся-алтайцев для народного хозяйства Горно-Алтайской автономной области. В это непростое время подсобное хозяйство рабфака стало важным подспорьем для учащихся и преподавателей.
Несмотря на послевоенные трудности, за 1945 - 1949 гг. общеобразовательную подготовку в учебном заведении получили 156 человек, составившие первые ряды студенчества открытого в 1949 г. Горно - Алтайского учительского института. Двухгодичное обучение в этом институте давало его выпускникам неоконченное высшее образование и право работать в семилетних школах области.
1 июля 1949 г. Горно-Алтайский национальный рабфак был реорганизован в областную национальную школу. Это решение обосновывалось необходимостью подготовки квалифицированных кадров из коренного алтайского населения. Контингент областной национальной школы определялся в 434 учащихся. 1 сентября 1949 г. начался первый учебный год в Горно-Алтайской областной национальной школе, а уже 5 ноября на заседании облисполкома было принято решение об открытии интерната на 400 детей с их полным государственным обеспечением. Штат интерната составил 29,5 штатных единиц.
В 1957 г. областной национальной средней школе было передано новое здание, в котором разместилось более 400 учащихся. В 1950-е гг. в учебном процессе было задействовано 39 учителей, из которых 16 имели стаж педагогической работы более 10 лет, 14 молодых педагогов. Коллектив воспитателей, состоящий из 10 человек, организовывал учебно-воспитательную работу в интернате.
В начале 1960-х гг., помимо общеобразовательное подготовки, учащиеся могли получить рабочую профессию доярки, плотника, слесаря, водительское удостоверение. В 1970-е гг. в СССР начали развиваться новые формы организации трудовой подготовки, заложены основы профориентации для учащихся. Учащиеся национальной средней школы, объединившись в трудовые бригады, участвовали в заготовке кормов, ухаживали за животными в колхозах и совхозах области.
С 1970 по 1992 гг. школа наименовалась Горно-Алтайская областная национальная средняя общеобразовательная единая трудовая политехническая школа. Постановлением Правительства Республики Алтай № 169 от 18.06.1992 г. на базе республиканской национальной средней школы открыта республиканская гимназия. В 1995 г. гимназии присвоено имя В. К. Плакаса, а на здании установлена мемориальная доска.
В 2013, 2014 гг. гимназия стала победителем конкурса «100 лучших школ России», представлена в Энциклопедии «Ими гордится Россия». В 2014 г. получила Диплом 1 степени республиканского Фестиваля «Наша новая школа. Инновационный поиск – 2014» в номинации «Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей». Гимназия активно работает в проекте ассоциированных школ ЮНЕСКО.
В 2015-2016 уч. году гимназия стала победителем Всероссийского конкурса инновационных проектов «Школа – лаборатория инноваций»; регионального этапа Международной ярмарки социально-педагогических инноваций в номинации «Система оценки качества образования в образовательной организации»; получила Большую золотую медаль и диплом победителя Международной образовательной выставки УЧСиб – 2016 в г. Новосибирске, стала Победителем Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций, приняла участие во всероссийском конкурсе «Лучшая стажерская площадка».
В настоящее время в гимназии трудится более 70 педагогов, среди них Заслуженные учителя России, Заслуженные учителя Республики Алтай, кандидаты наук, победители Приоритетного проекта «Образование», более 50 учителей имеют квалификационные категории, рядом с ветеранами труда работают и набираются опыта молодые педагоги.
Фотография из фондов Государственного архива Республики Алтай.Источники:
Госархив РА. Ф. Р-33. Оп. 2, Д. 276, Л. 72, Оп. 6, Д. 34. Л. 8, Д. 96. Л. 133-136, Д. 95. Л. 50-51, Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 23. Л. 97-105, Ф. Р-274. Оп. 2. Д. 120. Л. 1-13, Оп. 4. Д. 1. Л. 11-13, Д. 2. Л. 1, Ф. Р-36. Оп. 1, Д. 630. Л. 112-113, Д. 648.
Фотодокументальная выставка, подготовленная Государственным архивом Республики Алтай к юбилею учебного заведения