сибирский народ, проживающий в южных районах Республики Алтай и прилегающих районах Монголии и Китая.
Самоназвание теленгит образовано от древнего тюркского этнонима "теле", дополненного монгольским аффиксом множественного числа. В русскоязычных источниках, особенно более позднего времени, этноним теленгит нередко встречается в искаженном виде - как телеут. Русские часто называли теленгитов также калмыками, урянхайцами, гораздо реже - татарами.
По данным переписи населения 2002 года численность в Российской Федерации составляет 2,4 тысячи человек. До 2002 года рассматривались как этническая группа южных алтайцев. Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 года теленгиты были отнесены к категории малочисленных народов Сибири и считаются самостоятельным этносом.
В настоящее время в Республике Алтай в настоящее время теленгитами считают себя в основном коренные жители Улаганского района в долине рек Чулышман и Башкаус и Кош-Агачского района в долине реки Чуя.
Этнический путь развития и происхождение теленгитского этноса достаточно полно сформулированы профессором А.П.Потаповым. В своей работе он пишет, что «происхождение современных алтайских теленгитов» убедительно прослеживается «от одного из древнетюркских племен теле-доланге через телеутов монгольского периода».Сведения о теленгитах имеются в трудах многих известных ученых России, хотя подчас они и противоречивы. После Октября 1917 года появилось утверждение, что лишь социализм создал условия для консолидации коренного населения Алтая. В соответствии с этим получил распространение ошибочный взгляд на теленгитов как на несколько племен, не составляющих этнической общности и не имевших единого самоназвания. Однако еще В.Радлов в середине XIX веке отмечал, что "калмыки, называемые русскими алтайцами, телеутами и двоеданцами... называют себя теленгетами (теленгитами)". П.Чихачев, побывавший на Алтае в 1842 году, писал, что "...западные и восточные алтайцы ничем не отличаются... и те и другие самих себя называют теленгетами (теленгитами)".
В XVII -XVIII века теленгиты делились на несколько территориальных групп.
Равнинные районы Алтая, часть территории современных Новосибирской и Кемеровской областей занимали теленгиты, употреблявшие порой самоназвание, дополненное отличительным определением «ак» - «белый». Вероятно, это отражало их положение к западу и северо-западу от теленгитов Горного Алтая, так как тюркская цветовая символика обозначает белым цветом запад. В состав ак-теленгитов входили также кыштымы - зависимое население, состоявшее из родов или локальных групп аскыштым, тогул (тонул, торгул), кереш, тагап, баян. В результате длительного проживания среди теленгитов и смешения с ними, кыштымы были сильно ассимилированы и отличались от первых, видимо, больше в социальном отношении, чем в этническом.Алтай-теленгитами называли себя теленгиты, занимавшие в Горном Алтае бассейны Аргута, Урсула, Коксы, бассейн Катуни от верховья до ее притока Сумульты и верховьев Чарыша и Ануя. В Рудном Алтае алтай-теленгиты обитали по правым притокам Иртыша - Нарыму, Бухтарме, Курчуму, Аблайкету и Убе, временами переходя и на левый берег Иртыша. Наряду со своим полным самоназванием алтай-теленгит улус (кижи) указанная группа употребляла усеченный вариант названного этнонима - алтай улус (кижи).
Южное побережье Телецкого озера (Алтын-Кёль), бассейн впадающих в него Чулышмана и Башкауса и, вероятно, низовье Чуй занимали алтынкёльские теленгиты. Теленгиты, обитавшие на северо-западе Горного Алтая в бассейне Катуни между ее притоками Каменской (Ташту) и Сумультой, а также в верховье реки Песчаной не имели особого определения к своему этнониму.
Теленгитский этнос прошел сложный путь развития. Достаточно долгое время земли теленгитов находились в составе Джунгарского ханства, располагавшегося на современной территории четырёх государств — России, Казахстана, Монголии и Китая. А к концу XVIII века сложилась ситуация, в которой теленгиты платили дань (ясак) сразу и России, и Китаю, будучи под протекторатом обоих государств.
Кёбёкский (чуйские теленгиты) и Тёлёсский (улаганские теленгиты) отоки некоторое время после падения Джунгарии продолжали русской администрацией именоваться тёлёсскими волостями. Затем за ними закрепляются наименования «Первая таутелеутская волость» и «Вторая таутелеутская волость», цинской же администрацией эти два теленгитских отока рассматривались как два хошуна (знамени) Кобдинского округа китайской провинции Кобдо-Улясутай. Самих теленгитов же, как и монголов и тувинцев, цинская администрация именовала «урянхайцами». Занимая значительную территорию, эти два теленгитских отока имели небольшую численность населения. По мнению исследователя В.В. Радлова, в 1860 году теленгитов насчитывалось около двух-трех тысяч человек. По данным алтайского просветителя и миссионера М.В. Че валкова, который сыграл большую роль в деле присоединения теленгитского народа в состав Российского государства, «...основными родами (сёоками) этих двух отоков были: тёлёс, кёбёк, кыпчак, алмат, саал, ябак, дьитас, мундус и оргончы, современники к ним прибавляют еще кергилов, чагатов, сойонов, тонгшонов и то дошей...». Г.Н. Потанин в своих трудах отмечает, что население этих двух теленгитских отоков по своему месту жительства «делятся на три части: Тёёлёс-улус на Чолушмане и Телецком озере, Улаан-улус на Баш-каусе и Чуй-улус на р. Чуе...».
Первым русско-китайским соглашением, наметившим будущую границу между Россией и Китаем стал Пекинский договор 1860 г., согласно которому Горный Алтай должен был полностью отойти к России. На этих переговорах возник вопрос о подданстве населения Телесского и Кебекского отроков. Обе стороны начали активно агитировать теленгитов принять сове подданство. В целях закрепления за Россией этой территории русское правительство прибегает к помощи Алтайской духовной миссии, которая направила сюда миссионеров. Большая заслуга в убеждении принять христианство и подданство России принадлежит знаменитому алтайскому просвятителю Михаилу Васильевичу Чевалкову. Он вместе с другими миссионерами не раз посещал Кебекский и Телесский отроки и проводил среди местного населения большую разъяснительную работу.
Переговоры между Россией и Китаем о демаркации западного участка русско-китайской границы завершились 25 сентября 1864 года подписанием Чугучакского протокола о размежевании границы от Алтая до Тян-Шанского хребта. 12 января 1865 года русский император Александр Второй подписал указ о принятии Тёлёсского (Алтын-кольского) отока теленгитов во главе с зайсаном Тадышем в состав России, при этом, как уже говорилось, территория тёлёсского отока (бассейны рек Башкаус, Большой и Малый Улаган, Кубатура, Чолушман, а также реки Чуи от Чибита до Йодро) стала именоваться 1-й Таутелеутской (Улаганской) волостью Бийского уезда Томской губернии. Во 2-ю Таутелеутскую (Чуйскую, Кёбёкскую) волость входило население, кочующее по рекам Чуя (от Курая и выше) и Аргут (Аркыт). В дальнейшем на территориях обеих волостей (в некоторых документах начала XX века 1-я Чуйская волость стала именоваться Улаганской волостью) были проведены работы по геодезическому описанию земель теленгитов, в результате чего большая часть местной территории была приписана Кабинету Его Величества, т. е. стала собственностью русского императора, остальная часть земель была поделена между православным духовенством и местным населением. При этом в большинстве случаях церкви отчуждали приглянувшиеся земли с согласия местных жителей.
Для теленгитов характерен синкретизм религиозных верований. Оставаясь шаманистами, они подверглись влиянию православия, буддизма (ламаизма) и бурханизма. От ламаистов теленгиты заимствовали календарь двенадцатилетнего животного цикла. С шаманизмом тесно связаны различные культы, отражавшие анимистические и магические представления. Центральное место занимал культ природы с духами-хозяевами местности (ээзи). Особо почитались горные перевалы, преодолевая которые, теленгиты жертвовали духу-хозяину этой горы камни или ветви, насыпая кучи - обоо. Наиболее связан с шаманизмом культ посвященных животных. Во время обрядов тайылга или ыйык, шаман, выступавший в роли посредника между мирами, преподносил жертвенное животное духу или божеству. Теленгиты предписывали функции охранителей и защитников семьи особым духам (тос), изображавшихся в виде антропоморфных, зооморфных и аниконических фигурок.
Уважительное отношение у теленгитов к родникам, рекам, озерам. Считалось, что у каждого водоема или целебного источника есть своя хозяйка, которая могла предстать в образе девушки, женщины или старухи.
Большое значение в обрядах имел культ собаки. С собакой связывали репродуктивность жизненного цикла человека, что находит аналогии в верованиях якутов, тувинцев, киргизов и бурятов.
Теленгиты уважительно относились к огню. В их понимании он был живым существом, его оберегали, запрещалось выносить огонь из жилища, не допускалось прикосновение к своему огню человека из другого рода - хозяин сам подавал гостю прикуренную трубку. На огонь не указывали и не касались его острыми предметами - топором или ножом; не сыпали в него соль и другие горькие или ядовитые вещества, не бросали в него мусор, не сквернословили и не ссорились у очага. Считалось, что огонь очищает. С помощью огня и вереска окуривали домашние предметы, люльку новорожденного, загоны скота. Огню же отводилась особая роль в одном из главных обрядов под названием "Сан салары". Этот обряд совершался в новолуние, и к нему готовились задолго до его начала. На восточной стороне от жилища, на возвышенной местности, клали камни.
Один плоский камень размером примерно с большую тарелку предназначался для того, чтобы жечь на нем огонь. Как только показывались первые лучи солнца, хозяин дома с домочадцами в национальных одеждах приходили на место. Там они жгли можжевельник, а затем выкладывали молочные продукты, мясо, говорили слова благопожелания и брызгали молоком наверх и в огонь. Кланяясь, обходили вокруг огня четыре раза. Хозяин шел всегда впереди, брызгал молоком и чаем, все остальные про себя просили о том, чего желают в наступившем году. Слова благопожелания мог говорить только особый человек, у которого был дар восхваления хозяина земли Алтайской, Созидателя. После этого обряда все шли домой, где угощали гостей национальными блюдами и дарили друг другу подарки.
Язык.
Язык теленгитов - теленгитское наречие южноалтайского языка, который относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи.
Быт и традиции
Этнографические особенности культуры и быта теленгитов сложились на базе кочевого и полукочевого пастбищного животноводства. Кочевой образ жизни и относительная территориальная изоляция позволили теленгитам сохранить свою этническую специфику. Так теленгиты до сих пор сохраняют технологии изготовления узорных войлоков, которые они используют в оформлении традиционных и современных жилищ.
Традиционное хозяйственное занятие теленгитов - скотоводство экстенсивного типа, основанное на круглогодичном пастбищном содержании скота. В летний период скот выпасался в долинах рек; весной и осенью на предгорных степных пастбищах, а зимой на высокогорных плато. Теленгины разводили яков, верблюдов, лошадей, коров, овец и коз. Значительную роль в хозяйстве играла лошадь, к которой теленгиты проявляли почтительное уважение, называя "человеческими крыльями".
Кочевой скотоводческий тип хозяйства предопределил сезонный тип поселений с набором хозяйственных построек. Одной из наиболее архаичных построек является кажаа - круглая в плане изгородь для содержания овец. Этот тип сооружений известен под тем же названием у других народов Саяно-Алтая. Охота, носившая у теленгитов сезонный характер и сочетавшаяся с кочевым и полукочевым скотоводством, являлась вторым по значению хозяйственным занятием. Охотничий промысел, на который теленгиты выезжали небольшими группами, в прошлом был направлен на пушного зверя, шкурами которого уплачивался ясак. Традиционное жилище теленгитов - аланчик (конический шалаш-чум), войлочная юрта и многоугольный срубный аил.
Теленгиты употребляли мясную, молочную и растительную пищу. Основу питания составляло мясо домашних и диких животных. Способы обработки и консервации мясной продукции довольно оригинальны и не были заимствованы у соседних народов. Молочная пища употреблялась исключительно в обработанном виде: кислое молоко и различные, получаемые из него продукты (творог, масло, сыр, арака.). Пища растительного происхождения приготовлялась из зерновых культур (ячмень, пшеница, просо) и диких съедобных растений.
Еще в начале XX века при сохранении строгой экзогамии, у теленгитов имели место несколько форм и способов заключения браков: "колыбельная форма", просватывание детей малолетнего возраста, похищение. Сохранение традиций левирата нашло выражение в обычае, когда овдовевшая женщина выходила замуж за младшего брата своего покойного супруга. Распространены были и кузенные браки: детям замужней женщины разрешалось вступать в брак с прямыми потомками ее брата. У теленгитов был принят обычай давать приданое (энчи) и калым (бодо), но если, например, у тувинцев подарки подносятся отцу невесты, то у теленгитов - матери.
Вплоть до установления советской власти среди теленгитов существовала также круговая порука - родственники сообща возмещали задолженности своего сородича, который по разным причинам не мог вовремя заплатить налоги или вернуть долги.
Каждый сёок имеет своего покровителя в образе животного, птицы, дерева или кустарника, которые соответственно называются «байлу ан» (заповедный зверь), «байлу куш» (заповедная птица), «байлу агаш» (заповедное дерево). Кроме этого, у каждого сёока существует своя священная гора — «Байлу Тайга», или «Ыйык Тайга», куда не должны ступать женщины и где без определенного ритуала нельзя охотиться мужчинам данного сёока. Каждый род дважды в год - весной и осенью - проводил также обряд поклонения своим священным горам - Jер такыганы. В каждом роде - сёоке лица женского пола неукоснительно соблюдали обычаи почитания священной горы, а так же свекра и свекрови: женщины не имели права находиться вблизи них с непокрытой головой или босыми, произносить их имена. Имя свекра, свекрови или хозяина священной горы невестки называли иносказательно, пользуясь специфическим женским лексиконом - словами-заменителями (например, кайын-ада, кайын-эне).
Теленгиты являлись приверженцами различных конфессий и верований, потому у них существовали различные виды погребений. Погребения по общехристианским канонам - относительно позднее явлением. Другим видом являлись впускные погребения вместе с конем в насыпях древних курганов. При наземном захоронении сооружали деревянный двух или трех венцовый сруб или каменную наброску. Этот вид погребения был преобладающим, но практиковалось и трупосожжение. В погребении считалось необходимым участие шамана. Шаман во время камлания провожал душу умершего в страну предков.
Одежда.
Теленгитская женская шуба южносибирского типа, свойственна южным алтайцам, бурятам и тофаларам. Летней одеждой теленгиток были каптал и чедек, покрой которых схож между собой. Женская одежда дополнялась украшениями, игравшими и функцию оберегов. К поясу крепился нарядный кисет (калта) из кожи или ткани, украшенный вышивкой с двух сторон. Женские курительные трубки (канза) изготавливались с особым изяществом и оригинальностью. Трубка и кисет являются обязательными предметами, которые кладут с покойным в гроб. Традиционными головными уборами являлись шапочки с жесткой конусовидной тульей, изготовленные из кож домашних и меха диких животных. Если традиционные женские головные уборы еще продолжают бытовать, то мужские вышли из употребления.
В связи с преобладающей кочевой формой жизни традиционным жилищем теленгитов была юрта, войлочная или покрытая березовой берестой. К началу XX века популярность приобрели пяти- или шестиугольные срубы: необычная форма была призвана повторить традиционную круглую юрту. В центре жилища устанавливался очаг, внутреннее пространство делилось на женское — справа, и расположенное напротив мужское.
У южных алтайцев, к которым относятся теленгиты, преобладает монголоидный антропологический тип: часто из-за внешности их сравнивают с калмыками. Известно, что к VI веку на территории современного их расселения проживали тюрки, в формировании этноса участвовали и европеоиды. В первом тысячелетии вторжение монгольских племен оказало решающее влияние на образование внешних особенностей современных теленгитов. К ним относят: средний рост; желтоватую пигментацию кожи; жесткие черные волосы азиатского типа; узкие глаза, часто с эпикантусом; широкий нос; выступающие скулы; сдавленный лоб.
Источники
Адагызов В. Сказание о земле Улаганской. Барнаул, 2010 г.