Самоназвание — туба (тува) кижи, тубалар, а также йыш кижи («лесные люди»). В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа. До этого они числились в составе алтайцев.
В Российской Федерации проживают 1,6 тыс. чел. Наиболее компактно тубалары проживают в Республике Алтай, в селах Турочакского и Чойского районов. Традиционные места расселения и природопользования тубаларов расположены по левобережью р. Бии, по р. Большая Иша, Малая Иша, Сары-Кокша, Кара-Кокша, Пыжа, Уймень, по северо-западному побережью Телецкого озера и прилегающим к ним территориям.
До революции тубалары проживали на территории Комдошской, Южской, Кергешской и Кузенской волостей (ныне это территория Чойского и Турачакского районов». Волости носили название по наименованию родов: Тиргеш или Кергеш, Юз, Комдош или Кондош, Кузен, хотя в них проживали и представители других родов-сеоков. Волости управлялись зайсанами, которых выбирали.
По Г. Миллеру так располагались тубаларские волости в 1734 году: Южская волость находилась в горах между Бией и Катунь, Кузенская — вверх по реке Бие, еще выше по Бие была Комляжская волость (в районе ее обитания впадает в Бию левый приток реки Кокша), еще выше по правому берегу Бии вплоть до берегов Телецкого озера — Кергежская волость (Тиргешская).
Известный ученый исследователь Горного Алтая Л.П Потапов писал, что «тубалары к 80 годам XIX века расселялись следующим образом: население Южской волости жило в селениях Улала, Сайдыс, Чемал, Ынырга и было разбросано по рекам Учак-Иша. Население Комляжской или Комдошской волости — в селениях Кебезень, Ынырга, Паспаул, Чепош, Ильинской, Ерехалка и было разбросано по рекам Ише, Кузе, Тулону и по берегам Телецкого озера. Население Кергешской волости — в селениях Ынырга, Кебезени, Балыкча и было разбросано по рекам Тулою, Пыже: Сары-Кокше, Эдигану и по берегам Телецкого озера. Население Кузенской волости — в селениях Ынырге, Паспауле и по рекам Ише, Балыксе, Бие, Сары-Кокше.
По данным переписи 1897 года Потапов Л.П. перечисляет сеоки, которые являются непосредственно тубаларскими:
1. Комдош с подразделениями Кобурчи-Комдош, т.е. угольщики, т.к. часть комдошей занимались приготовлением угля для кузнечной работы, Катагас-Комдош, т.е. молчаливые, Киис-порюк Комдош, т.е. носящие кошемные шапки, Палан-Комдош, т.е. собиратели ягоды калины, в подразделение Палан-Комдош входила и группа Когус-Комдош, т.е. громголосые или горластые.
2. Кузен с подразделениями Тонжарак-Кузен, Педебеш-Кузен и Киштендер Кузен, т.е. охотники на соболя.
3. Юс с подразделениями Тау Юстар, т.е. горные юзы, Сары Ос — желтые юзы, Шанмай Юс — в переписи Санмай-Юс, Сар гайчи Юс — собиратели сараны.
4. Тиргеш он же Кергеш.
5. Тогус.
6. Чыгат он же Чагат
7. Тибер
8. Ялан
9. Ярык.
Самым многочисленным был сеок Комдош, который в старину отличался умением выплавлять железо и изготовлять из него различные изделия, которые долгое время платили дань джунгарским сборщикам. Тубалары раньше, чем южные алтайцы вошли в состав Российского государства. Они числятся ясачными волостями с 1629 года, а включены в первой половине XVII века (в документе 1643 г.).
Относительно происхождения тубаларов существует несколько точек зрения. Например, В.Вербицкий считал их племенем "сомнительного происхождения", указывая, что "язык и верования их общи с алтайскими калмыками. Но, может быть, они и Финского племени, только слились с народностью Монгольскою".
Наибольшее же распространение и поддержку получило мнение В.В.Радлова, который первый обратил внимание на то, что алтайцы называют "черневых татар" этнонимом "туба". В.Радлов, основываясь на том, что термином туба себя называют "сойоты", то есть тувинцы, а также койбалы, и учитывая то, что в истории Южной Сибири XVII века часто упоминается имя племени тубинцев, центр обитания которых был на реке Убсе (правый приток Енисея), высказал такое предположение: "Имя туба указывает на то, что они должны были переселиться с востока. По всей вероятности, они являются самодийскими племенами, которые, уже ранее отуреченные, жили в начале прошлого (то есть XVIII) столетия в области между Телецким озером и Катунью: диалектные особенности их языка указывают на то, что эти самодийские племена были отуречены киргизами. Они еще до сих пор занимаются собиранием корней и кедровых орехов, так же как это писали китайцы в отношении Ду-бо". Надо заметить, что В.Радлов вообще все племена Саяно-Алтайского нагорья, именующие себя "туба" (тувинцы, тофалары), считал смесью самодийских и кетских этнических элементов, подвергшихся тюркизации по языку.
В.Бартольд же считал слово "туба" тюркским названием самодийцев. Н.А.Аристов, вслед за Радловым, рассматривал северных алтайцев как отюреченных енисейских остяков и самодийцев, за исключением кумандинцев и челканцев (лебединцев), которых он связывал происхождением с древними тюрками. В.Г.Богораз принимал северных алтайцев за отюреченных праазиатов по признакам их хозяйства, культуры и быта, так же как он относил к праазиатам пеших охотников и собирателей Саяно-Алтаискои горной тайги.
В настоящее время большинство верующих - православные. Традиционные же религиозные верования основаны на шаманизме.
Тубалары верят, что весь живой мир тайги находится в распоряжении духов-хозяев тайги. И чтобы умилостить их, совершают обряд почитания хозяина тайги, выбирая ветвистое дерево возле стана, вешают ленточки трех цветов — синие, желтые и белые. Между ними привязывают шкурку белого зайца или летней белки, иногда хвост и голову глухаря. По объяснению тубаларов эти существа чистые и соответствуют указанным цветам.
Язык
Согласно этноязыковой классификации тубалары относятся к группе северных алтайцев, происхождение которых связано со смешением древнетюркских, угорских, самодийских и кетских этнических компонентов. Языки северных алтайцев входят в северо-восточную (уйгурскую) группу тюркских языков.
Занятия
Главное хозяйственное занятие тубаларов — охота. Практиковались различные формы коллективной охоты, в том числе облавы на маралов и козуль, медведя. Индивидуально тубалары охотились в основном на мелкого пушного зверя. Тубалары занимались земледелием, преимущественно мотыжным. Сеяли главным образом ячмень. Древнейшим приемом молотьбы было обжигание колосьев на огне.
Скотоводство тубаларов имело ряд общих черт со скотоводством южных алтайцев. Разводили преимущественно лошадей и коров. Из молока изготовляли кислый продымленный сыр, молочную водку и другие продукты. Из других хозяйственных занятий большое значение имели рыболовство, промысел кедрового ореха, бортничество, пчеловодство, сбор трав и кореньев, ягод, дикой конопли, которую использовали для изготовления холста.
Тубалары издревне занимались добыванием, выплавкой и ковкой железа, деревообработкой и выделкой кожи. Главным материалом для изготовления домашней утвари, посуды являлась береста. Тубаларам было известно и ткачество.
Одежда
Охотничий образ жизни в горной тайге наложил отпечсатлок на все стороны быта тубаларов. Одежда представляла собой короткую войлочную куртку, покрытую грубым холстом, сотканным из дикой конопли. Из кожи косули, выделанной наподобие замши, шили штаны и рубахи. Обувь состояла из двух частей — кожаного переда и холщевого голенища, подвязываемого ниже колена. Вместо чулок ноги завертывали в сухую траву. Зимние сапоги изготавливали из камуса, зимнюю шапку покрывали шкуркой утробного мараленка. Женщины-тубаларки носили цветные рубашки с широкой оборкой на подоле и украшенным воротником.
Общество
Важнейшим социальным институтом тубаларов, составляющим основу их общественной организации, издревле является патрилинейный род сеок. Браки между представителями одного рода запрещались.
Жилище
Наиболее распространенным жилищем тубаларов были четырех-, шести- и восьмиугольные деревянные юрты, сделанные из толстых бревен (аланчик, каз-айыл). Такая юрта имела крышу в виде конического шалаша из жердей, покрытых берестой. Поселения тубаларов обычно состояли из трех-пяти юрт.
Среди традиционных видов жилища — четырехугольный балаган с двухскатной крышей, сооруженный из досок, поставленных стоймя, и покрытый берестой, и конический шалаш из жердей, расположенных по кругу, который покрывался берестой или корой лиственницы. В таких жилищах не было окон. Дым от очага выходил через специальное отверстие на крыше.
Источники:
Тубалары. Составитель С.Н. Тарбанакова. Горно-Алтайск, 2008 г.
Тарбанакова С.Н. Тубалары – древние обитатели черневой тайги. Чойская летопись. Люди, события, факты. г. Горно-Алтайск, 2005 г.