Алтайцы (Алтай-кижи) — один из коренных народов России, является титульным этносом Республики Алтай. Согласно переписи 2002 г. в республике проживало 205 тыс. человек, в том числе 62 тыс. алтай-кижи. Собственное наименование «алтай-кижи» означает «человек Алтая».
В раннее средневековье на формирование этнической основы предков алтайцев существенно повлиял порядок деления Тюркского каганата на две части: восточную (тёлэс бодун) и западную (тардуш бодун). Об этом можно судить по этническому составу алтайцев в XIX столетии, в котором заметно выделялись два крупных рода - сеока тёлёс (тȍȍлȍс) и тодош. Каждый из них образовал группу родственных (карындаш) сеоков. Так, в первую группу, или сообщество входили 7-10 сеоков (кара-тёлёс, сары-тёлёс, оргончы, jети-тас, кёбёк, ябак, сагал и др.), во второе - примерно столько же (кара-тодош, сары-тодош, кыдат-тодош, манди-тодош, туба-тодош, чапты, очы и т.д.). Появление родов тёлёс и тодош в Горном Алтае с большой долей вероятности можно отнести к середине VII в. О постоянном проживании на территории Горного Алтая племен тюрков (тёлёс, тодош) наглядно подтверждают архиологические памятники V - Х столетий: каменные изваяния, погребальные оградки, алтайские рунические надписи. В этногенезе предков алтайцев так же участвовал древний род сойон (включая род иркит).
В процессе расселения по территории Верхнего Приобья алтайские тюрки вступили в контакт с местным уйгуро-самодийский населением. Часть местного населения была выселена, другая ассимилирована ими. В первое десятилетие XIII в. алтайские племена находились в пределах Монгольского государства. Политическое и культурное взаимодействие с западными монголами определило специфику формирования алтай-кижи. На завершающем этапе формирования этнического состава алтайцев (XVI – XVII в.) в их состав вошли крупные рода найман/майман и кыпчак. Во второй половине XIX в. основная масса коренного населения Горного Алтая относилась в семи алтайским дючинам, т.е группе алтай-кижи. Население 1-й дючины кочевало преимущественно по правому берегу реки Катуни, по бассейну реки Маймы. Население 2-й дючины было сосредоточено в основном по рекам Урсулу, Кеньге, Ябогану до Коксунских белков; 3-й дючины - по верховьям долин Чарыша, Ануя; 4-й дючины - по Кану, верховьям Чарыша, Ануя; 5-й дючины - по левобережью Катуни, Семе, Кеньге; 6-й дючины - по Урсулу, Кайрлуку, Уймону; 7-й дючины - по левому берегу Катуни, Урсулу, Кеньге.
Язык.
Алтай-кижи относится к южносибирской переходной расе большой монголоидной расы; входят в алтайскую этнокультурную общность; говорят на одном из тюркских языков; алтайская письменность была создана в XIX в. на базе русского алфавита; современная литературная норма сформировалась на основе диалекта алтай-кижи.
Общество.
Кочевой образ жизни наложил отпечаток на общественный строй алтайцев. Традиционной единицей социальной организации является род. Сеок — буквально значит «кость». У алтайцев считается, что кости ребенку дает отец, а плоть и волосы – мать. Принадлежность к сёку-роду передается от отца к детям. Род алтайцев конца XIX - начала XX века не являлся объединением кровных родственников. Но все же в его составе можно выделить подразделения, члены которых связаны хорошо прослеживаемым кровным родством по отцовской линии. Эти ответвления, образованные потомками одного человека, называются по-алтайски уйа (гнездо) и кезек (отрезок или часть). Действительно, в него могли входить и затем носить родовое имя люди, не являющиеся ни кровными родственниками, ни свойственниками. Сегодня на Алтае существует 80 сеоков — родов. Каждый род алтайцев имеет собственное божество — тос, священную гору — тос тайга или байлу тайга, священное животное или птицу, дерево или кустарник, которые именуются байлу аны, байлу кужы, байлу агажы.
Система на основе родовой «приписки» включала в себя территориальный и кровнородсвенный принцип. Род обладал определенной территорией, а управлял этой территорией зайсан. Термин зайсан обозначал представителя родовой и наследственной аристократии алтайцев.
Духовная культура и традиционные верования.
У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульген и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву-березе.
У алтайцев существовал культ тёсей - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна, у алтайцев она представляла человеческую фигуру. В начале ХХ в. среди алтайцев начал распространяться т.н. бурханизм (от имени духа Алтайских гор Бурхана) — разновидность ламаизма в сочетании с элементами шаманизма.
Хозяйство
Исторически обусловлено преобладание у алтайцев кочевое и полукочевое скотоводство. Зимние и весенние пастбища находились в низовьях рек, летние пастбища находились в выскогорье на белках, где скот пасся на альпийских лугах. В скотоводстве наряду с пастбищным содержанием окота алтайцы в начале XX в. практиковали зимнюю подкормку, для чего в больших количествах заготовляли сено. Скот для алтайцев – не только средство производства, скорее дар богов, который надо холить и лелеять. Разводили в основном лошадей, овец, коров. В.И. Вербицкий отмечал, что богатые алтайцы имели «до 40 табунов коней и до 3000 овец».
В охотничьем хозяйстве преобладала ружейная охота на пушного зверя, в основном белку, так же была распространена загонная охота на копытных во время осенних миграций. Охотились также с помощью различных ловушек и капканов. Зимой передвигались по тайге на лыжах. Охотничье снаряжение и добычу перевозили на ручных нартах или тащили волоком, завернутыми в кусок конской кожи. Пушнину обменивали на скот и зерно. Значительный доход для алтайцев давал ореховый промысел.
Быт и традиции
Среди традиционных видов жилища сохранились агаш-айыл, реже – чадыр. Агаш айыл – многоугольная юрта из бревен, состоявшая из семи-восьми венцов. Крыши, как правило, были двух видов: конические и полусферические, покрытые корой лиственницы. Дверь делали без гвоздей из 2-3 толстых досок и сажали на кожаные петли или вставляли в проем. Центром юрты бы очаг, где находился таган-треножник или камни. Исходя от очага жилая площадь делилась на функциональные зоны. Правая сторона юрты была женская, левая – мужская. На женской стороне у стены устраивали кровать, на этой половине находилась вся домашняя утварь, хранились продукты питания. На мужской половине находились все предметы которыми пользовались мужчины.
Почетным местом в юрте было пространство между очагом и чакы с охватом левой верхней мужской половины юрты (тȍр дер) Это место принадлежало старейшему в семье мужчине, если приходил почетный гость место уступали ему.
Традиционное питание алтайцев включает мясную, молочную и растительную пищу. В рационе питания мясная пища употребляется с осени до весны («появления молока»). В пищу употребляют мясо всех видов животных, но популярными являются баранина и конина. После закола скота, в первую очередь варят или жарят скоропортящиеся субпродукты (печень, сердце и др.). Деликатесами считаются вареная кровяная колбаса, jȍргȍм, жареная печень и селезенка (с начинкой из сала и лука). Из мясных супов готовят jарма и кȍчȍ. В летнее время для длительного хранения вне дома иногда готовят сушено-копченное мясо в виде жгутов (кадырган эт).
В составе молочных продуктов популярным напитком остается чеген (айрак), свежие и топленые сливки, брынза, аарчы (свежая, сушенная), сырчик, масло сливочное и топленное. Для любителей делают также койтпок (кефир), кȍȍрчȍк (простокваша) и эjигей (творог из молозива). Указанные продукты изготавливают из коровьего молока. Готовят также молочные супы из перловки, сечки и проса.
Среди растительной пищи не утратил своей позиции талкан (толокно) - важный компонент алтайского летнего и зимнего чая. Кроме чая пьют чейдем (напиток из жареной сечки, молока и кипяченой воды). Употребляют также заварку из чаги, сушеных (прошлогодних) листьев бадана и других ягодных растений. Из пресного теста выпекают или жарят лепешки, боорсоки, а также делают домашнюю лапшу.
Брак у алтайцев считался обязательным. Безбрачные, старые девы и холостяки не имели общественного веса. Традиционная алтайская свадебная обрядность состояла из 4 этапов. Сватовство, подготовка к свадьбе, собственно свадьба и послесвадебный этап.
За невесту платили калым (шаалта). Определенные нормы поведения, предписанные для замужней женщины, состояли из комплекса запретов. Невестка не могла показываться старшим родственникам мужа с обнаженными ногами, руками, непокрытой головой, открытой грудью при кормлении ребенка; в их присутствии она должна была быть одета в одежду замужней женщины; не должна была заходить на мужскую половину юрты; ей запрещалось вместе с мужчинами садиться за стол, считалось неприличным громко смеяться, вмешиваться в мужские дела; запрещалось спускаться у той коновязи, где стояли лошади старших родственников; входить в аил родителей мужа без подарков, без головного убора, без верхней одежды и не подпоясавшись.
Одежда.
У южан мужчины и женщины носят длинные рубашки, у которых нет воротника, свободные рукава. Их дополняют расширенные штаны, тканые или кожаные. Материал южные племена не ткали, а покупали готовый. На этот костюм надевают длинную шубу из овчинного меха. Верхняя одежа также свободного покроя, с широкими бортами. Причем мех располагается вовнутрь. Пуговицы отсутствуют, есть только широкий пояс. Алтайцы могут носить шубу не только в зимнее время, но и летом, так как климат в горах суровый. В теплую погоду на костюм надевается халат с расклешенным низом и широким воротником. Материал для него подбирают цветной, с яркими узорами. У женщин есть дополнение к этому наряду. Поверх халата они надевают длинную накидку типа кардигана без рукавов. Она называется чегедек. Он имеет декоративное значение. Чегедек украшают вышивкой, национальными орнаментами. Головные уборы делают из ткани (летний вариант) и меха животных. Шапки цилиндрической или округлой формы, удобно сидящие на голове. Материалом служит мех сурка, выдры, барана. Для украшения головных уборов используют хвостики, вставки из меха контрастных цветов, ленты. Обувь — сапоги с высокими голенищами из мягкой тонкой кожи без каблуков.
АЛТАЙЦЫ НА ФОТО НАЧАЛА ХХ В. ДАНИЛИНА А.Г.
Источники:
Алтайцы: этническая история. Традиционная культура. Современное развитие. Редколл. Н.В. Екеев (ответ ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. - Горно-Алтайск, 2014
Потапов Л. П. , Сатлаев Ф. А. Алтайцы. Народы и религии мира. Энциклопедия. - Москва, 2000.
Алтайский национальный костюм. – Горно-Алтайск, 1990