Алтайские казахи — казахская диаспора в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Казахи в этом районе составляют 53,37 % от всего населения района — примерно 10 200 человек. Во всей республике казахская диаспора является третьей по численности после русских и алтайцев. Также их называют кошагачскими или чуйскими казахами.
Казахи больше века живут в Южном Алтае, обособленно от остального населения, и составляют 6 % населения Республики Алтай. Из них 80 % населяют пять сёл Кош-Агачского района: Кош-Агач, Тобелер, Жана-Аул, Джазатор, Теленгит-Сортогой), 15 % — в Усть-Канском районе (с. Тураты), остальные рассеяны по всей республике.
Формирование казахского населения Горного Алтая происходило в течение второй половины 18 – начале 20 вв. Казахи также как алтайцы имеют глубокие исторические корни своего происхождения и относятся к тюркским народам. Первое появление казахов в алтайских волостях относится к середине 18 века. Это было связано с нападением Цинской армии на Джунгарию. После разгрома Джунгарии российское правительство столкнулось с мощным миграционным движением казахов. Казахские отряды осуществили ряд набегов на аилы и кочевья алтайцев. Враждебные действия казахов против алтайцев были прекращены благодаря строительству в начале 1760-х гг. Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и Бухтарминского укрепления при впадении в Иртыш реки Бухтармы. С 30-х гг. 19 века отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая. Уже во второй половине 19 века миграционное давление казахов для алтайцев стало ощутимым. Казахи начали селиться в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. В дальнейшем они стали самовольно занимать кочевые угодья алтайцев. Приняв православие, казахи осели в селах Черный Ануй и Тадрала. Они стали самовольно занимать кочевые угодья алтайцев 2-й, 3-й, 4-й и 6-й дючин, угонять скот, грабить ясачное население. В связи с этим алтайцы неоднократно ходатайствовали перед властями о выселении казахов, однако последним удалось прочно осесть на новом месте, значительно стеснив при этом хозяйственную нишу коренного населения.
Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей численностью до 1000 кибиток прикочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь Горного Алтая. Пришельцы сразу же повели себя агрессивно, угоняя скот, разоряя и захватывая кочевья алтайцев. В это время русским властям предпринимались определенные шаги, вплоть до применения вооруженных действий, с целью защиты интересов алтайцев. В частности, удалось отбить у казахов более 1100 угнанных лошадей и вытеснить большую часть киреитов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталась в Чуйской долине. Кирейские роды Кобеш и Джелкаши обратились к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуи, обещая жить мирно. Разрешения на этот счет не последовало, но и действенных мер к выселению казахов за пределы Горного Алтая – тоже.
В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдака. В 1893 г. на Чую прикочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. В отличие от киреитов они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Однако и эти пришельцы вели себя на Чуе весьма агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев «в зверопромышленности и в сборе кедровых орех». На этот раз русские власти приняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них, как и ранее часть киреитов, сумела закрепиться на Чуе. По переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пастбищными угодьями. Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями, подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены из пятидесятикилометровой зоны вдоль российской границы.
К 1917 году на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощи и сохранение родовых связей позволило казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая.
Динамика демографических процессов, отражающая увеличение числа казахов на территории Кош-Агачского района, такова: в 1927 году казахов было 2175 человек; в 1939 - около 3000; а по данным на 1989 год - 9000 человек.
Межу казахским, алтайским и русским населением сложились тесные связи в экономической и культурной жизни. Вместе народы прошли исторические этапы развития: строили власть Советов, жили в Советском Союзе, вместе выстояли в годы Великой Отечественной войны. В числе двадцати шести героев Советского Союза из Горного Алтая – двое казахов Жинибек Елеусов, Кыдран Тугамбаев.
Сегодня казахи Кош-Агачского района представляют собой этническую группу, у которой сохранились в быту различные традиционные и архаические элементы культуры, в том числе женские домашние ремесла. Женщины – казашки по прежнему изготавливают тканые, вышитые и войлочные изделия: тускийз, подзоры, наволочки, полотенца и сырмаки. Сырмаки, также как и тускийзы – прикроватный вышитый ковер, обрамленный по краю красным бархатом, как знак богатства и благосостояния являются предметами приданого невесты. Тускийз – это талисман, как оберег молодой семьи, как память о родительском доме, о матери, которая вышивала его долгие два-три года, желая дочери благосостояния, здоровья, детей и долгой, красивой супружеской жизни.
Не утратила своего значения и юрта – временное переносное жилище. В настоящее время разборные мобильные юрты, составленные, из жердей и обтянутые толстым войлоком встречаются, в основном на летних пастбищах, стоянках для чабанских семей и на кумысной ферме. А иногда встречаются и в селах, как летники возле дома.
Внутри юрты традиционно убраны плетеными из чия циновками, войлочное покрытие юрты скреплены ткаными узорными полосами, стены украшены вышитыми коврами, а на пол стелятся войлочные ковры – сырмаки.
В результате более вековой исторической общности казахи Алтая по своему воззрению и менталитету разительно отличаются от казахов, проживающих в Монголии, Китае и Казахстане.
Сегодня у каждого народа в этнической системе Республики Алтай, будь то алтаец, русский или казах, есть одинаковые права гарантированные федеральным и республиканским законодательством. Так, согласно Закону Республики Алтай от 3 марта 1993 года № 9-6 «О языках» сегодня казахский язык изучают в муниципальных общеобразовательных учреждениях районов: Кош-Агачском — одна тысяча семьсот тридцать три ученика, Улаганском — сорок восемь, Усть-Канском — пятьдесят один. Работают сорок три учителя казахского языка и литературы. Они совместно с учителями алтайского языка и литературы ежегодно повышают свою квалификацию, участвуют в проводимых методических объединениях и семинарах.
В сохранении и развитии национальных традиций немаловажное значение имеет самобытная культура казахов. При поддержке республиканского Правительства удалось сохранять национальный музей казахов в селе Жана-Аул, фольклорные группы, ансамбли на территории муниципальных образований, обеспечить их соответствующими музыкальными инструментами и сценическими костюмами, в национальном театре можно ставить спектакли из художественных произведений, как в свое время было поставлено «Материнское поле» по Чингизу Айтматову, и другие спектакли.